Об аппаратах легче воздуха – дирижаблях

Зеркало МираHi-Tech

Изгои небес

Олег Добров

d1jhj4fsmsos9e.cloudfront.net

В художественных и документально-исторических произведениях часто встречается сюжет о судьбе какой-либо правящей династии, которая быстро прошла весь путь от восхождения к вершинам власти до упадка и вырождения. В более современном варианте – повествование о взлете некой мощной корпорации, практически монополиста в своей области, буквально за одно поколение сдавшей все позиции и сохранившейся в виде мелких фирмочек. Таков и путь летающих аппаратов легче воздуха в целом, а дирижаблей в частности.

Славное начало

Братья Жозеф-Мишель
(1740—1810)
и Жак-Этьенн
(1745—1799)
Монгольфье,
изобретатели
воздушного
шара. sitekid.ru

Мечта о полете, отразившаяся в легендах и мифах самых разных цивилизаций, нашла свое практическое воплощение во Франции в 1783 году, когда братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье (фр. Montgolfier) впервые использовали подъемную силу теплого воздуха в относительно легкой и газонепроницаемой оболочке – то есть в воздушном шаре. Полеты первых воздушных шаров вдохновили современника братьев Монгольфе, французского математика Жана Батиста Менье, на идею управляемого аппарата эллипсоидной формы, который должен был перемещаться по воздуху с помощью трех пропеллеров, вращаемых мускульной силой 80 человек. Фактически это был первый детальный проект дирижабля: в большом эллипсоиде должен был находиться баллонет, шар меньших размеров, для того чтобы, изменяя объем газа в баллонете, можно было регулировать высоту полета. Кроме того, предусматривались горизонтальные стабилизаторы, сама гондола подвешивалась на трех стропах и т.п. Менье считается «отцом дирижаблей», но воплотить в жизнь свой проект не успел, скончавшись в 1793 году от ран при осаде Майнца в чине дивизионного генерала революционной армии. Не исключено, что, если бы он выжил и создал дирижабли для армии Наполеона, история могла пойти несколько иным путем. Тем не менее развитие аэростатов легче воздуха с тех пор пошло двумя направлениями.

Шар братьев Монгольфье. parisrevolutionnaire.com
Проект дирижабля Менье. reddit.com

Развилка

Разумеется, военные не могли избежать соблазна окинуть взором с высоты поле сражения. Первая попытка имела место в 1793 при осаде французскими революционными войсками Валенсии. Но плохая погода помешала наблюдателю. Через год в битвах с австрийскими силами повезло больше: в сражениях при Мобеже, Шарльруа, Флерю, Люттихе наблюдателей поднимали на высоту 300–400 метров, и они флажками сигнализировали о маневрах противника. Еще через год во время битвы под Майнцем буря растрепала в клочья воздушный шар. Короче, в 1795 году Наполеон расформировал свои «военно-воздушные силы», поскольку не хотел зависеть от погоды.

Наблюдательный воздушный шар французов. warfarehistorynetwork.com

А вот австрийцы пошли другим путем. В 1849, при осаде Венеции, они подвешивали к аэростатам пороховые заряды и, запалив фитиль, длина которого зависела от расстояния до цели, запускали их в сторону противника. Через десять лет французы в войне с австрийцами использовали аэростат для фоторазведки, но качество снимков было так себе, хотя их делал Надар, один из пионеров фотографии.

Воздушный шар, созданный по чертежам и расчетам Д.И. Менделеева. arran.ru

В 1880 года по инициативе Менделеева был основан VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Отдел финансировался военным министерством. Несмотря на большой интерес к полетам, использование аэростатов нигде в мире не было поставлено на промышленную основу. И только во время Первой мировой войны их стали широко применять, несмотря на взрывоопасность водорода, которым наполняли аэростаты. В основном для наблюдения и как средство воздушного заграждения от авиации. Отметим, что и во время Второй мировой войны аэростаты воздушного заграждения активно использовались для защиты городов от бомбежки.

Дирижабль Анри Жиффара. i.pinimg.com

Перспективы

Первый управляемый аэростат, то есть дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый), который поднялся в небо, был создан французским изобретателем Анри Жиффаром в 1852 году. Оснащенный паровым двигателем и воздушным винтом сигаровидный баллон длиной 44 метра и диаметром 12 метров поднялся над парижским ипподромом и со скоростью 8 км/час пролетел почти 28 километров. Через три года Жиффар соорудил новый дирижабль, длиной 70 метров и с более мощной паровой машиной. В 1884 году Шарль Ренар и Артур Кребс совершили полет на французском военном дирижабле с электрическим двигателем LaFrance. Длина дирижабля составила 52 метра, объем – 1900 м³, за 23 минуты было покрыто расстояние в 8 километров при помощи двигателя мощностью 8,5 л.с. В 1901 француз Альберто Сантос-Дюмон облетел Эйфелеву башню со скоростью 20 км/час. Началась эра дирижаблей.

К этому времени определились конструктивные направления их развития: мягкие, полужесткие и жесткие. В мягких схемах корпусом является тканевая оболочка, а избыточное давление газа обеспечивает устойчивость формы. Они были самыми массовыми летательными аппаратами, но и самыми ненадежными. В полужестких имеет место килевая ферма, к которой крепились элементы дирижабля и некоторое оборудования. И, наконец, жесткая схема, в которой, как в морском судне, корпус собирался из продольных и поперечных металлических силовых элементов, обтянутых для аэродинамической формы тканью. Внутри каркаса размещались не только газовые емкости, но и служебные проходы, ведущие к агрегатам воздушного судна.

Создателем таких дирижаблей был немецкий инженер и организатор их массового производства генерал граф Фердинанд фон Цеппелин. Его первый аппарат LZ1 (Luftschiff Zeppelin) длиной 128 м, приводящийся в движение двумя двигателями Daimler мощностью 14,5 л.с., управлялся лично графом. Возможно, поэтому дирижабли жесткой схемы стали называть «цеппелинами».

Дирижабль «Граф Цеппелин». i2.wp.com

Взлет и падение

Германские власти поначалу весьма скептически относились к проектам графа, но после первых полетов мнение изменилось, и кайзер Вильгельм II даже выделил на это дело 500 тысяч марок, сумму весьма существенную. И в 1909 г. фон Цеппелин основал первую в мире воздушно-транспортную компанию Deutsche Luftschiffahrt AG, а через год четыре дирижабля совершали регулярные рейсы по Германии, и уже была создана инфраструктура с ангарами и причальными мачтами.

Неудивительно, что «сумрачный немецкий гений» во время Первой мировой войны превратил цеппелины чуть ли не в вундерваффе, чудо-оружие. Справедливости ради отметим, что впервые дирижабли были использованы итальянцами в 1911–1912 гг. во время войны с Турцией. С их помощью проводились разведывательные операции и наносились бомбовые удары. Но только немцы «поставили на конвейер» боевые дирижабли. Достаточно сказать, что за годы войны они построили почти 80 аппаратов, тогда как англичане – 10, итальянцы – семь, США – шесть, а в России использовались три дирижабля. Немецкие цеппелины развивали скорость до 90 км/ч, перемещались на 4–5 тыс. км и несли несколько тонн бомб. Несмотря на неплохую эффективность цепеллинов в качестве воздушных разведчиков и бомбардировщиков, быстрое развитие зенитной артиллерии и авиации делало эти наполненные взрывоопасным водородом гиганты весьма уязвимыми.

После войны дирижабли начали использоваться в качестве пассажирского и грузового транспорта. В промышленно развитых странах росло дирижаблестроение. В 1919 году английский дирижабль R-34 впервые перелетел Атлантику. Шпиль небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг использовался как причальная мачта, а 102-й этаж тогда был причальной платформой для подъема на дирижабль.

Английский дирижабль R-34. c.pics.livejournal.com

Самым большим дирижаблем мирного назначения был Цеппелин LZ129 «Гинденбург». Он поднимал до 100 тонн груза, а пассажирские рейсы в Северную и Южную Америку начал в 1936 году. К маю 1937 году на его счету было уже почти 40 полетов через Атлантику. Когда «Гинденбург» прибыл в Нью-Йорк, над городом бушевала гроза, и цеппелин перелетел в сторону военной базы. Но при посадке в одном из отсеков что-то взорвалось, и дирижабль окутало огнем. Тем не менее капитану удалось его посадить и спасти 67 человек из 97 пассажиров. По одной из версий, это была диверсия, за которой якобы стоял рейхсминистр авиации Герман Геринг, не желавший тратить средства на дирижабли. Тем не менее, хотя и до этого случались не менее тяжелые катастрофы, именно гибель «Гинденбурга» стала знаковым событием, остановившим массовое применение подобных летательных аппаратов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шариковая ручка: долгий путь к человеку Шариковая ручка: долгий путь к человеку

История обычной шариковой ручки

Зеркало Мира
Супер фреш! Супер фреш!

Что выбрать, чтобы освежить, уплотнить или даже реконструировать кожу

Собака.ru
«Без технóты нет работы у пилотов». Обслуживание авиатехники «Без технóты нет работы у пилотов». Обслуживание авиатехники

Из каких этапов состоит техобслуживание летательных аппаратов

Наука и Техника
Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах

Как помочь будущему айтишнику найти свое призвание

Наука и Техника
От любви до ненависти и обратно От любви до ненависти и обратно

Советская интеллигенция возмутилась разносами, которые Хрущёв устроил художникам

Дилетант
И на стволах растут плоды И на стволах растут плоды

Одни фрукты, висят на ветвях, а другие забрались на стволы. Интересно, зачем?

Наука и жизнь
Дизайн ИИ: как устроен виртуальный ассистент и кто его создает Дизайн ИИ: как устроен виртуальный ассистент и кто его создает

С какими неочевидными вызовами сталкиваются создатели ИИ-помощников в России

Правила жизни
Думать — больно? Западные эксперты рассказали, как сознательно снизить уровень стресса Думать — больно? Западные эксперты рассказали, как сознательно снизить уровень стресса

Мышление может причинять боль? Вот как это объясняют специалисты!

ТехИнсайдер
Чтение-путешествие на выходные: спонтанный гид по городам из книги Никиты Алексеева «Аахен-Яхрома» Чтение-путешествие на выходные: спонтанный гид по городам из книги Никиты Алексеева «Аахен-Яхрома»

Главы из «Аахен-Яхрома», которые можно использовать как идеи для путешествий

Правила жизни
Поможет не только на кухне: 6 неожиданных способов, как использовать кукурузный крахмал в быту Поможет не только на кухне: 6 неожиданных способов, как использовать кукурузный крахмал в быту

Кукурузных крахмал может помочь справиться с некоторыми бытовыми проблемами

ТехИнсайдер
Почему мужчины не ходят к психологу — и почему им стоит это делать Почему мужчины не ходят к психологу — и почему им стоит это делать

Что мешает мужчинам ходить к психологу и как терапия может им помочь

Psychologies
В Кении нашли древнейшего австралопитека В Кении нашли древнейшего австралопитека

Как был обнаружен древнейший представитель рода австралопитеков

N+1
Хроника отравления Хроника отравления

Что раскручивает маховик школьной агрессии и как его затормозить?

Psychologies
Почему нам нравится сериал «Эмили в Париже» и чего ожидать от выхода 4-го сезона Почему нам нравится сериал «Эмили в Париже» и чего ожидать от выхода 4-го сезона

Как «Эмили в Париже» приковывает нас к экрану?

Psychologies
Жостово: вaм букетик! Жостово: вaм букетик!

Жостовский расписной поднос — ровесник восстания декабристов

КАНТРИ Русская азбука
Токсоплазма доставила терапевтические белки в нейроны Токсоплазма доставила терапевтические белки в нейроны

Ученые использовали внутриклеточного паразита для доставки белков в нейроны

N+1
Как появилась любовь с точки зрения эволюции: мнение биолога Ирины Якутенко Как появилась любовь с точки зрения эволюции: мнение биолога Ирины Якутенко

Как природа помогает парам укреплять связь?

Psychologies
Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!» Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!»

Я чувствую, что наполнена зрительской благодарностью и любовью

Караван историй
Урал, любовь моя Урал, любовь моя

5 абсолютно разных граней Большой уральской тропы

2Xplore
Прочистить чакру и обновить ауру: почему мы верим в сомнительные методы помощи Прочистить чакру и обновить ауру: почему мы верим в сомнительные методы помощи

Почему люди доверяют чакрологам и прочим «специалистам»?

Psychologies
«Насилие, алкоголь и порно не делают вас мужчиной»: что на самом деле значит «быть мужественным» «Насилие, алкоголь и порно не делают вас мужчиной»: что на самом деле значит «быть мужественным»

Что заставляет мужчин развиваться и добиваться успеха?

Psychologies
Первый премьер императорской России Первый премьер императорской России

Деяния Витте: сталь Транссиба и сохранение русского Дальнего Востока

Знание – сила
Алексей Горенский: «Наши выпускники — настоящие таланты» Алексей Горенский: «Наши выпускники — настоящие таланты»

О том, как сейчас создается будущее индустрии гостеприимства

Bones
Выбраться из сетей Выбраться из сетей

Типичные ситуации агрессивного поведения взрослых и детей: как их решить?

Psychologies
Аморфное вещество Аморфное вещество

История стекла гораздо древнее, чем нам кажется

Зеркало Мира
Сталкер, топор и подземные боги: Игорь Яковенкo выпустил языческий альбом «Пантеон» Сталкер, топор и подземные боги: Игорь Яковенкo выпустил языческий альбом «Пантеон»

Композитор Игорь Яковенко и барабанщик Петр Ившин выпускают альбом «Пантеон»

СНОБ
Горе победившим Горе победившим

Как московский князь Юрий Данилович неудачно воевал с Тверью

Дилетант
Гжель: сине-бело-голубые Гжель: сине-бело-голубые

Особенности производства гжельской посуды

КАНТРИ Русская азбука
«Поводом к травле могло стать любое слово, жест, взгляд» «Поводом к травле могло стать любое слово, жест, взгляд»

История Катерины, которая много лет страдала от пробелов в памяти после травли

Psychologies
Ярославский разлив Ярославский разлив

Бренд-директор ЯЛВЗ Роман Визе — о том, как все коктейли делать на основе водки

Bones
Открыть в приложении