Ноам Хомский: «Очевидно, что человеческая природа существует»
Во всех областях его видение идет вразрез с нашими интеллектуальными привычками. Со времен Леви-Стросса, Фуко и Дерида мы ищем признаки свободы в пластичности человека и множественности культур. Хомский же отстаивает идею неизменности человеческой природы и врожденных ментальных структур, и именно в этом видит основу нашей свободы.
Если бы мы действительно были пластичны, дает он понять, если бы у нас не было природной твердости, у нас не было бы сил для сопротивления. И для того, чтобы сосредоточиться на главном, когда все вокруг стремится нас отвлечь и рассеять наше внимание.
Вы родились в Филадельфии в 1928 году. Ваши родители были иммигрантами, сбежавшими из России.
Мой отец родился в маленькой деревне на территории Украины. Он покинул Россию в 1913 году, чтобы избежать призыва еврейских детей в армию – что было равносильно смертному приговору. А моя мать родилась в Белоруссии и приехала в США еще ребенком. Ее семья спасалась от погромов.
В детстве вы ходили в прогрессивную школу, но при этом жили в среде еврейских иммигрантов. Как бы вы описали атмосферу той эпохи?
Родным языком моих родителей был идиш, но, как ни странно, я не слышал дома ни единого слова на идише. В то время существовал культурный конфликт между сторонниками идиша и более «модернового» иврита. Мои родители были на стороне иврита.
Мой отец его преподавал в школе, и я с самых ранних лет изучал его с ним, читая Библию и современную литературу на иврите. Кроме того, отца интересовали новые идеи в области образования. Поэтому я поступил в экспериментальную школу, основанную на идеях Джона Дьюи1. Там не было ни оценок, ни соревнования между учениками.
Когда я продолжил учиться в классической школьной системе, в 12 лет, я понял, что я – хороший ученик. В нашем районе мы были единственной еврейской семьей в окружении ирландских католиков и немецких сторонников нацизма. Дома мы об этом не говорили. Но самое странное, что дети, которые возвращались после занятий с преподавателями-иезуитами, произносившими пламенные антисемитские речи, в выходные, когда мы собирались поиграть в бейсбол, начисто забывали об антисемитизме.
Любой говорящий усвоил конечное число правил, которые позволяют ему производить бесконечное число осмысленных высказываний. В этом состоит творческая суть языка
Именно потому, что вы выросли в многоязычном окружении, главным делом вашей жизни стало изучение языка?
Должно быть, дело было в одной глубинной причине, которая стала мне ясна очень рано: у языка есть фундаментальное свойство, которое бросается в глаза немедленно, стоит задуматься о феномене речи.
Любой говорящий усвоил конечное число правил, которые позволяют ему производить бесконечное число осмысленных высказываний. В этом состоит творческая суть языка, то, что делает его уникальной способностью, присущей только людям. Некоторые философы-классики – Декарт и представители школы Пор-Рояля – это уловили. Но таких было мало.