Как уборка, готовка и уход за детьми связаны с экономическим неравенством

76,4% всей домашней работы в мире выполняют женщины. Если бы за нее платили, возможно, не существовало бы такой проблемы, как гендерный разрыв в доходах. Однако за отмытый дом и выглаженное белье даже простое «спасибо» услышишь не каждый раз, причем так живут даже те семьи, которые на словах придерживаются принципов равенства. Почему это серьезная проблема и как ее можно решить, рассуждает директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок Российской экономической школы Наталья Волчкова.
Пять лет назад, во время ковидного карантина, в общественном и медийном пространстве началась дискуссия о том, как распределяются домашние обязанности между мужчинами и женщинами. Исследования показывают, что, хотя объем домашней работы в условиях пандемии увеличился для всех, основное бремя домашних дел и заботы о членах семьи взяли на себя женщины. Этот дисбаланс влияет не только на благополучие семей, но и на экономическое развитие целых стран.
Кто должен готовить обед и нянчить детей
По оценке экономиста Жака Шарма, 76,4% всей домашней работы в мире выполняют женщины. По данным ООН за 2024 год, женщины выполняют в 2,5 раза больше работы по дому, чем мужчины.
Причины такого неравенства лежат в сочетании экономических и социокультурных факторов. С экономической точки зрения различие традиционно «мужских» и «женских» ролей объясняет теория специализации. Но это было верно до тех пор, пока в промышленности критически важным был физический труд, а образование не было доступно женщинам и мужчинам в равной степени. С течением времени экономика и общество изменились, но гендерные стереотипы сохраняются в культуре и социальных отношениях. По-прежнему девочек с детства обучают готовить и убирать, тогда как мальчиков это касается в гораздо меньшей мере.
Несмотря на то что уборка, готовка, уход за детьми и пожилыми родственниками не отражаются в национальных счетах, их значимость и важность очевидны. Наблюдается и корреляция между сокращением времени, которое женщины тратят на выполнение домашней работы, и их участием в формальном рынке труда — а это прямой вклад в рост официально оцениваемой экономики. Например, в 2019 году группа экономистов из Международного валютного фонда подсчитала, что сокращение гендерного разрыва в домашнем труде до уровня Норвегии могло бы повысить ВВП таких стран, как Пакистан и Япония, на 3–4%.
Бремя домашних обязанностей сокращает карьерные возможности (в том числе «вымывая» талантливых женщин из конкуренции), ухудшает психологическое состояние, а также снижает удовлетворенность отношениями в семьях. Об этом, в частности, пишут авторы статьи, вышедшей в 2017 году в журнале Британской социологической ассоциации. Они задали мужчинам и женщинам, состоящим в браке, два вопроса: «Вы или ваш партнер думали о прекращении отношений в течение последнего года?» и «Как вы [и ваш партнер] делите домашнюю работу?».