«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

Беседовала Ирина Зайчик

ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм. Посмотрев на худсовете «Покровские ворота», чиновники схватились за головы: «Это разврат! Иметь двух мужей!» И положили картину на полку. Но зрительницы, наоборот, были чрезвычайно довольны героиней: подходили после премьеры на улице и завистливо вздыхали: «Ну надо же, какая вы счастливая! Сразу два мужа — один для души, другой по хозяйству».

— Честно признаюсь: во мне нет ничего властного, что буквально фонтанирует из мадам Хоботовой. Секрет в том, что, играя роли, актеры стараются добрать то, чего им не хватает в жизни. Вот я, например, по характеру очень зажатая, робкая, порой даже жуткая трусиха, у Маргариты Павловны училась самоуверенности, властности и нахальству. Словом, тому, что так необходимо в отношениях с мужчинами. Кстати, уроки энергичной дамы, умеющей постоять за себя, пригодятся всем женщинам. Может, следует даже тонизирующие витаминчики «Секреты Маргариты Павловны» изобрести. А что? Это же надо суметь так всех мужиков построить, что они только крякают от удовольствия и вытягиваются во фрунт: «Яволь, Маргарита Павловна!»

Михаил Козаков, с которым мы знакомы со студенческих лет, пробовал в «Покровских...» параллельно две тройки: меня с Борцовым и Равиковичем и Гундареву с Мироновым и еще кем-то звездным. После проб я долго не могла заснуть: «Как же так? Силы-то неравные!» Наконец часа в три ночи не выдержала и в истерике позвонила Мишке: «Ты подлец! Неужели не понимаешь, что мы заведомо проигрываем звездам? Это несправедливо!» И, не дождавшись ответа, трусливо бросила трубку. Прошла неделя. Вдруг Козаков мне перезванивает: «Ну что, истеричка? Поздравляю!»

Инна Ульянова с родителями Иваном Александровичем и Анной Николаевной. Фото: из архива И. Ульяновой

Это была победа! Как я отважилась на такой поступок, до сих пор не понимаю, ведь совсем не боец по натуре. Если предчувствую проигрыш, то скорее сдамся без боя, чем буду драться до последнего. А всем кажется, будто я, как Рэмбо, могу одним ударом стенку прошибить. Да ни хрена подобного! Не быть, а казаться, как говорил Бомарше. Лучше про меня и не скажешь. Кстати, только когда из десятков претендентов Козаков отобрал юного Олега Меньшикова на роль Костика, он вздохнул с облегчением: «Фильм будет!» Никто и не думал, что картина, которую в первый раз показали в не самое удобное время, станет такой популярной. Это сейчас уже ни один праздник не обходится без «Покровских ворот». Недавно меня в двенадцатом часу ночи разбудил коллега:

— Слушай, корова! Ты небось спишь?

— Видишь ли, пытаюсь.

— Включай телевизор, там тебя показывают!

Наверное, он решил, что я как ненормальная вскочу и буду любоваться на свое изображение. Но я никогда не смотрю «Покровские...», как, впрочем, и другие фильмы с моим участием. Я не из тех актрис, которые стонут, глядя на собственную физиономию на экране.

— Вам, наверное, трудно было вжиться в быт коммуналки — ведь вы никогда не жили в подобных условиях?

— Я и во времена Гоголя никогда не жила, но тем не менее сыграла ведь Феклу Ивановну в спектакле «Женитьба». А уж с Маргаритой Павловной было совсем просто: вышла на балкон, встала в стойку и скомандовала: «Хоботов! Домой!» Делов-то! А потом, если вы помните, население покровской коммуналки на редкость интеллигентное — все сплошь литературоведы, переводчики и культработники. Не нужно было учиться хамить и материться. Да и актеры подобрались потрясающие. На съемках у нас сложились на редкость любовные отношения. Мы понимали, что каждый из исполнителей представляет собой грандиозную личность: Пилявская, Моргунов, Меньшиков... С восторгом встречались, с восторгом прощались. Броневой, между прочим, был уже Мюллером! Как-то, уже после премьеры фильма, мы с Леней столкнулись на Арбате. Он был просто неотразим в итальянской клетчатой шляпе с маленькими полями и с элегантно зажатой между красивыми пальцами сигаретой.

— Ну, подруга! — ухмыльнулся сосед Велюров. — Что скажешь?

Он имел в виду ажиотаж вокруг картины.

— Нет слов! — отвечаю, пораженная его внешним видом.

— Ну нет слов, так и не говори ничего, — и, приподняв шляпу, важно зашагал по улице. Следом бежала стайка преданных поклонниц.

— Вы с Броневым встречались еще на съемках «Семнадцати мгновений весны»...

— Я бы не сказала «встречались». В картине у меня-то был всего один эпизод, со Штирлицем. Сцену с ним снимали в Москве у кафе «Лира» два дня. Помню, своего будущего партнера я увидела идущим по коридору в форме штандартенфюрера. Тихонов был так по-арийски красив, что я моментально зажалась: «Боже, а я такая маленькая и неинтересная!» К кафе на углу Тверской нагнали десятки «мерседесов». Говорят, что ради этого пришлось обескровить все иностранные посольства столицы. Мне выдали реквизит — горжетку из лисы. По сценарию моя безымянная дама с лисой (помните, как у да Винчи «Дама с горностаем»?) должна напиться и приставать к сидящим у бара мужчинам с легкомысленным предложением. Внимание мое, естественно, остановилось на русском разведчике. Конечно, моя героиня не подозревает, что красавец-мужчина, скромно пьющий коньяк у стойки бара в центре Берлина, враг Третьего рейха! Только благодаря советской школе разведки Штирлицу удается устоять против моих слов: «В любви я Эйнштейн!» На одном из дублей Вячеслав Васильевич вежливо меня попросил: «Вы могли бы не так сильно прислоняться щекой к моей спине? На мне мой личный костюм». Но я все время промахивалась. В кадре видно, как виновато смахиваю пудру с тихоновского пиджака. По сценарию после того, как он посылает меня «начертить пару формул», я стучалась на улице в стоящие машины и, качаясь на каблуках, говорила: «Ку-ку!» Потом, вспомнив наказ Штирлица, в ожидании его чертила хвостом лисы формулы на асфальте. После съемок позвонила ассистентка Лиозновой и, захлебываясь от восторга, завопила: «Инка, это грандиозно! Мы тебя вырезаем!» Эпизод с «Ку-ку!» действительно вырезали, посчитав, что он слишком смешон и может отвлечь зрителя от серьезной сцены встречи разведчика с резидентом. Потом коллеги шутили: «Это было самое тяжелое мгновение в жизни Штирлица». Я же вам, как Юстас Алексу, признаюсь, что, несмотря на то что меня подрезали, на концертах мне всякий раз бурно аплодировали, вызывая недоумение у съемочной группы: «Всего два слова, а какой успех!» Я даже как-то шутя попросила, чтобы на моей могиле написали: «Дама с лисой».

Инна Ульянова в фильме «Карнавальная ночь», 1956 год. Фото: «Мосфильм»

Через 20 лет мы снова встретились с Тихоновым на съемках «Утомленных солнцем», хотя вряд ли он запомнил ту странную даму с лисой, которая пачкала ему пиджак. Как-то снимали большой эпизод за столом на даче комдива Котова. Было холодно, к тому же я сильно робела: ведь режиссер — сам Никита Михалков! Тихонов, который сидел рядом, заметил, что у меня трясутся руки, и посоветовал: «А вы коньячку хряпните, режиссер не заметит, ведь мы к нему спиной сидим». Я послушалась и так «нахряпалась», что, когда пришлось обернуться к Михалкову, он всплеснул руками и закричал: «Стоп! У меня актриса пьяная!» За меня благородно заступился Вячеслав Васильевич, и нас обоих с позором выгнали из-за стола.

— Правда, что в детстве вы жили в доме со знаменитыми артистами и именно это решило вашу судьбу?

— В 1943-м, вернувшись из эвакуации в Москву, мы поселились в доме на Можайском шоссе. Моему папе, ответственному работнику угольной промышленности, выделили квартиру в одном из подъездов, принадлежавших Совету министров. Три соседних подъезда занял возвратившийся из Ташкента практически весь цвет «Мосфильма». Мы с девчонками, играя во дворе, частенько замирали от восторга, завидев, как под руку с Герасимовым шествует в душистом облаке французского аромата красавица Макарова. С ними в немецкую трофейную машину иногда садился их приемный сын Артур. В соседнем подъезде жила не менее знаменитая пара Пырьев — Ладынина. Там же поселились и Переверзев с Надей Чередниченко. Но мы, дети, больше всех обожали Консовского, принца из «Золушки». Он нам казался сказочно красивым. Когда актер проходил по двору, мы прерывали игру и, дергая друг друга за подолы платьев, шептали: «Смотри, вон прынц, прынц идет!» Моя же бабушка была крайне недовольна столь близким соседством с мосфильмовцами и частенько грешила: «Ей-богу, эти артисты прут у нас с балкона котлеты!» (Тогда, как вы понимаете, холодильников еще не было и продукты хранились на балконах.)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой» Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой»

«На третьих «Сватах» я влюбилась в Федора Добронравова. Но зря я открылась ему»

Караван историй
«Нельзя быть безразличным к своей профессии» «Нельзя быть безразличным к своей профессии»

Энолог винодельни «СоберБаш» о важности рейтингов и выборе профессии

РБК
Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом» Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом»

Мы были окружены почти родительскими заботой и вниманием

Коллекция. Караван историй
Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна Служенье музам: как женщины строили карьеру в мире искусства и дизайна

Женщины, без которых бы не было целых художественных направлений и индустрий

Forbes
Филипп Бледный: «Оглядываясь назад, понимаю — не желал бы вернуться ни в один отрезок своей прежней жизни» Филипп Бледный: «Оглядываясь назад, понимаю — не желал бы вернуться ни в один отрезок своей прежней жизни»

Никогда больше не сыграю Веника из «Папиных дочек»

Караван историй
Ледяные колокольчики Ледяные колокольчики

Что это за ледяные колокольчики, в изрядном числе свисающие над водой?

Наука и жизнь
Глава 1: Москва Глава 1: Москва

Ты говорил, город – сила. А здесь слабые все

Esquire
Эволюция Бриджит Джонс: путь от неловкой девушки до эмоционально зрелой женщины Эволюция Бриджит Джонс: путь от неловкой девушки до эмоционально зрелой женщины

За что мы так любим Бриджит Джонс? Разбираемся вместе с психологом

Psychologies
«Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься «Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься

Как обезопасить себя от сталкера и какими тактиками они пользуются

СНОБ
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
Лед тронулся Лед тронулся

Как вернуть Арктику с периферии общественного внимания?

Ведомости
Два Гуся, две светлые постройки Два Гуся, две светлые постройки

Маршрут путешествия на два дня в Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный

Weekend
Миллион за каждый км/ч. Мы познакомились с самой дорогой машиной в России Миллион за каждый км/ч. Мы познакомились с самой дорогой машиной в России

Bugatti Chiron: мощный и бескомпромиссный, самый быстрый и дорогой

РБК
Единство против мошенников Единство против мошенников

Бороться с мошенниками в одиночку нельзя – нужно объединять усилия

Ведомости
Жизнь после жизни: цветок и плод Жизнь после жизни: цветок и плод

Как на месте угасающего цветка начинает своё развитие плод

Наука и жизнь
Новости науки Новости науки

Масса W-бозона, сверхредкий распад частиц и избыток черных дыр

Знание – сила
Перестройка по-американски Перестройка по-американски

Европейский кризис приносит пользу экономике США

Деньги
Атлантида Донта Атлантида Донта

Эрик Донт — создатель садов с узнаваемым стилем. Его работы будто бесконтрольны

Afternoon Seasons of life
Экономический код культуры Экономический код культуры

Опекаемые и окупаемые блага должны обмениваться результатами творчества

Ведомости
Родина акушерского туризма Родина акушерского туризма

Зачем Вологодскую область хотят сделать привлекательной для рожениц

Ведомости
Спасет ли Zara торговые центры? Спасет ли Zara торговые центры?

Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию

Монокль
Трудности перевода Трудности перевода

Как строить диалог с парикмахером, чтобы не плакать, вернувшись домой из салона

Лиза
Нужна помощь! Нужна помощь!

8 ситуаций, когда точно пора к психологу

Лиза
Анатоль Вовк Анатоль Вовк

Обсудили с историком моды Анатолем корунды, шушпанчики и адорацию мадленок!

Собака.ru
Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии

За что борются активистки Гренландии?

Forbes
Как правильно отвечать газлайтеру: 4 фразы, которые поставят манипулятора на место Как правильно отвечать газлайтеру: 4 фразы, которые поставят манипулятора на место

Фразы, которые помогут защититься от нападок газлайтера

Psychologies
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Прежде чем спорить, давайте считать Прежде чем спорить, давайте считать

Эксперты разошлись во мнениях о драйверах и тормозах российской экономики

Деньги
Три героя Три героя

Ода троечникам и их образу мышления

Men Today
Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них Нужны ли права на мотоблок и можно ли ездить без них

Можно ли на мотоблоке передвигаться без прав?

РБК
Открыть в приложении