Как идет развитие автодорожной сети в России?

МонокльБизнес

Где русские хайвеи?

Плотность автодорожной сети в основной зоне расселения в европейской части России вполне приемлема. А вот современных скоростных дорог между крупными центрами экономической активности и крупными городами Сибири явно не хватает

Павел Степанов, руководитель направления автомобильного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ); Петр Лавриненко, директор по инфраструктурным финансам ЦЭИ

Трасса Кемерово-Новокузнецк – единственная скоростная дорога высшей технической категории за Уралом. Магистраль протяженностью 225 км строилась 14 лет — с 2005 по 2019 год

Как идет развитие автодорожной сети в нашей стране? Как соотносятся регионы России по плотности дорожной сети друг с другом и с зарубежными странами? Наконец, кто ключевые игроки сегодняшней отрасли дорожного строительства? Обо всем этом в нашем обзоре.

Итоги 2024 года

В среднем объем ввода скоростных дорог в РФ последние пять лет составлял порядка 200–300 км в год. В 2023-м был поставлен рекорд за всю историю современной России — более 800 км новых скоростных дорог. Это произошло в первую очередь за счет окончания строительства трассы М-12 «Восток» на участке Москва — Казань (811 км) в декабре 2023 года.

В 2024 году продолжалось развитие коридора «Запад — Восток» за счет завершения крупных инфраструктурных проектов (см. карту 1). К ним относится открытие обхода Малых Вязем на ЦКАД, после чего кольцо замкнулось. Закончено обустройство трассы М-11 «Нева»: в середине лета ввели второй участок обхода Твери. Тем не менее план по вводу дорог ГК «Автодор» на 2024 год (почти 350 км) выполнен не был: в декабре 2024 года на М-12 предполагалось ввести в эксплуатацию участок Дюртюли — Ачит протяженностью 275 км (трасса Казань — Екатеринбург), но этого не произошло. В целом ситуация некритична: проект будет реализован, просто открытие перенесено на 2025 год. А значит, в этом году план будет перевыполнен: вместо чуть более 40 км платных дорог будет введено более 300 км.

Карта 1. Источник: Центр экономики инфраструктуры

Для управления скоростными дорогами в 2009 году была создана специальная компания — ГК «Автодор» (не путать с Федеральным дорожным агентством Росавтодор). Сегодня в доверительном управлении ГК «Автодор» 5 тыс. км скоростных дорог и автомагистралей, из них 3,1 тыс. платных. В ведении Росавтодора находятся все остальные почти 60 тыс. км федеральных трасс.

Оба ведомства занимаются развитием и эксплуатацией вверенных им дорожных объектов. Однако в их строительстве они участвуют лишь опосредованно, действуя либо через дочерние структуры, либо путем финансирования подрядных организаций. С 2023 года оба ведомства находятся в санкционных списках недружественных стран.

Для Росавтодора минувший год оказался весьма продуктивным. Построено и реконструировано 506 км федеральных дорог, что превышает показатель предыдущего года более чем вдвое (в 2023-м было введено в эксплуатацию 234 км дорог). Значительная часть мероприятий была реализована в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» в составе нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД).

Среди крупных проектов Росавтодора можно выделить завершение строительства автомобильной дороги А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — А-290 Новороссийск — Керчь, которая позволит удобно и быстро добираться до Крымского моста. 22 декабря 2024 года было открыто движение по 119 км новой скоростной трассы.

Мало магистралей

По состоянию на начало 2025 года в России действует 7,5 тыс. км скоростных автодорог. Среди территориально больших стран со средне-высоким уровнем развития это больше, чем у Канады (7 тыс. км), но меньше, чем в Бразилии (11 тыс. км). По сравнению с высокоавтомобилизированными странами с компактной по сравнению Россией территорией протяженность скоростных дорог невелика. Для сравнения: в Германии 13 тыс. км скоростных дорог (автобанов), во Франции — около 20 тыс. Велика протяженность скоростных дорог в США — порядка 77 тыс., в Китае — 177 тыс. км. Конечно, следует учесть другую структуру грузооборота: в Америке и Китае железнодорожный транспорт играет существенно меньшую роль в транспортировке грузов, чем в России (в Китае руду и уголь возят фурами по автодорогам, что для России нонсенс). Невелика в России и плотность населения. У нас такие расстояния, что скоростные дороги имеют смысл в ограниченном числе мест. Тем не менее задача наращивания сети скоростных автодорог в России остается актуальной.

Помимо уже реализованных радиальных и кольцевых направлений (М-4, М-11, М-12 и ЦКАД) стоит задуматься о строительстве хордовых связок крупнейших агломераций Урала, Поволжья и Юга. В настоящее время разрабатывается проект так называемой юго-западной хорды, проходящей по маршруту Екатеринбург — Самара — Саратов — Волгоград — Краснодар (более 1000 км). Однако сроки и финансирование этого проекта до сих пор не определены. Да и локальные узкие места никуда не делись. У многих крупных городов, например у Костромы (266 тыс. жителей), по-прежнему нет нормального обхода.

Перезрела потребность в строительстве современной скоростной трассы Джубга — Сочи. Сегодня поездки в курортный сезон по узкому однополосному серпантину Черноморского шоссе Новороссийск — Сухуми, построенному в 1887–1910 годах, сопровождаются многочасовыми пробками и частыми авариями. На 171 километр дороги от Джубги до Сочи уходит до 5–6 часов пути, а то и более. На сегодня утверждены к реализации лишь два наиболее эффективных участка новой дороги: обход Адлера, к строительству которого приступили в 2024 году (9,8 км), а также завершение обхода Сочи (16,7 км). Строительство остальной части новой дороги (она пройдет большей частью чуть дальше от берега моря и будет иметь протяженность 152 км) пока остается под вопросом.

Сегодня, чтобы в пик курортного сезона доехать от Туапсе до Сочи, требуется изрядное терпение и отменное здоровье

Высокая удельная стоимость проекта (порядка 15 млрд руб./км) вполне обоснованна для горной местности, да еще вблизи крупного города. Например, дублер Курортного проспекта в Сочи, который был построен к Олимпийским играм 2014 года, обошелся бюджету примерно в 100 млрд рублей (при протяженности 16 км это более 6 млрд рублей за 1 км). Если учесть, что цены с тех пор выросли почти в три раза, стоимость реализации проектов выглядит сопоставимо.

Реализация относительно крупного проекта КАД-2 (кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга), согласно утвержденным документам, начнется не ранее 2027 года.

Актуальная задача — связать скоростными автострадами активные сибирские агломерации, например Новосибирск, Барнаул, Томск и Кемерово. Пока что единственная автомагистраль за Уралом — дорога Кемерово — Новокузнецк (228 км), окончательно пущенная в эксплуатацию в 2019 году, через 14 (!) лет после начала строительства.

Включение в 2022 году в состав России новых регионов требует развития в них современной автодорожной инфраструктуры и ее интеграции в общефедеральную сеть. Опорной магистралью новых регионов должна стать федеральная трасса Р-280 «Новороссия» протяженностью 653 км, которая образует кольцо вокруг Азовского моря: Ростов-на-Дону — Таганрог — Мариуполь — Бердянск — Мелитополь — Джанкой — Керчь — Темрюк — Ростов-на-Дону (см. карту 2). Ремонт и реконструкция действующих участков трассы уже ведутся.

Карта 2. Источники: Минэкономразвития, Росавтодор

Не менее важные задачи — содержание текущей сети в нормативном состоянии, строительство подъездов к новым транспортным и производственным объектам (например, ТЛЦ, порты, новые заводы), оснащение грунтовых дорог твердым покрытием. Как ни странно, грунтовые федеральные трассы у нас до сих пор встречаются, например А-331 «Вилюй», которая имеет множество участков с грунтовым покрытием либо представляет собой зимник.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
Битва за коэффициент рождаемости Битва за коэффициент рождаемости

Почему население планеты сокращается и чего нам ждать в будущем?

Монокль
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Единство против мошенников Единство против мошенников

Бороться с мошенниками в одиночку нельзя – нужно объединять усилия

Ведомости
Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов

Чем грозят долгие годы жизни с критикующими родителями?

Psychologies
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
«Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи» «Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи»

Как дисковые галактики сохраняют устойчивость

N+1
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди 10 крупных секс-скандалов шоу-бизнеса, не считая Пи Дидди

Как звезды теряли свой моральный облик и к чему это приводило

Maxim
Орхидея отрастила «палец» для самоопыления Орхидея отрастила «палец» для самоопыления

Как орхидея адаптировалась к нехватке опылителей в темном подлеске

N+1
Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования

Какие авиакомпании безопаснее других за всю историю гражданской авиации

ТехИнсайдер
Я и великие Я и великие

В гостях у великих мира сего

Men Today
Спонтанные мысли людей делятся на четыре основных типа Спонтанные мысли людей делятся на четыре основных типа

Чем спонтанные мысли людей отличаются друг от друга?

ТехИнсайдер
Что такое ферритин и как не спутать дефицит железа с другими проблемами Что такое ферритин и как не спутать дефицит железа с другими проблемами

Какие скрытые процессы в организме отражает ферритин

ТехИнсайдер
Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях Все гениальное просто: как убрать черные полосы на светлой обуви в домашних условиях

Средства, которые на раз-два возвращают белой обуви первоначальный внешний вид

ТехИнсайдер
Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

Ведомости
Рилс в помощь: как франчайзинговые компании набирают и обучают сотрудников-зумеров Рилс в помощь: как франчайзинговые компании набирают и обучают сотрудников-зумеров

Что помогает франчайзинговым компаниям удерживать молодых сотрудников?

Forbes
Искусство маскировки Искусство маскировки

Многие симптомы разных болезней маскируются под особенности характера

Лиза
Даурские каникулы Даурские каникулы

Истории о свободолюбивых диких котах и их скрытном образе жизни

Наука и жизнь
Лукерья Ильяшенко: «Счастье внутри» Лукерья Ильяшенко: «Счастье внутри»

Лукерья Ильяшенко о мечтах, неожиданных поворотах судьбы и секретах радости

Караван историй
Не по накатанной Не по накатанной

Психолог Ирина Ковалева о том, как пережить выходные с подростком

Weekend
Беги, глупец: шесть красных флагов при выборе работодателя Беги, глупец: шесть красных флагов при выборе работодателя

Что может служить «звоночками» в описании вакансии и на собеседовании

Forbes
Здоровый образ мысли Здоровый образ мысли

Какие мысли помогают нам быть в тонусе?

Лиза
Хотите избавиться от эмоциональной зависимости от партнера? Вам поможет психодраматическое упражнение! Хотите избавиться от эмоциональной зависимости от партнера? Вам поможет психодраматическое упражнение!

Как быть, если вы понимаете, что выйти из отношений без потерь не получится?

Psychologies
ПП — питание персонала ПП — питание персонала

Обеденный перерыв — важный элемент эффективной работы любой команды

Bones
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Сексоголик, любовнозависимый и созависимая: 3 анонимные истории о преодолении своей страсти Сексоголик, любовнозависимый и созависимая: 3 анонимные истории о преодолении своей страсти

Личные истории участников анонимных сообществ, помогающих преодолеть зависимость

Psychologies
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Открыть в приложении