Почитать. Топ-10
1Одураченные: Из дневников 1939–1945
Фридрих Кельнер
СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2024. — 440 с.
«Человечество вздохнуло бы с облегчением, если бы не стало Гитлера. Безработный австрийский иммигрант (Адольф Гитлер) хочет подчинить себе весь мир. Пятью здоровыми органами чувств невозможно постичь, почему немецкий народ позволяет вести себя на заклание. 80 миллионов верят в чудеса, которым не дано свершиться просто по определению. Чем это кончится? Подозреваю, что мы достигли поворотной точки. С обычным пропагандистским сопровождением идёт — по крохам — сбор металлолома. Как обычно, добровольность оборачивается принуждением». Это удивительный дневник человека, убеждённого, что приход Гитлера к власти обернётся катастрофой. Кельнер свидетельствовал об истории, как о страшном уроке, который выпал на долю его соотечественников. Но не менее удивительна судьба семьи Кельнера и судьба самого дневника. Он был издан лишь в XXI веке его внуком, подробно рассказавшим в предисловии к книге об обстоятельствах публикации и о полной драматическими событиями жизни своих родных.
2В поисках Зефиреи. Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века
Константин Бурмистров
М.: Новое литературное обозрение, 2024. — 392 с.
«История знакомства с еврейским эзотеризмом, обычно называемым «каббалой»… в России восходит по крайней мере к позднему Средневековью, однако действительно важными и притягательными для русского образованного общества идеи каббалы становятся в конце XVIII столетия, в золотой век русского масонства. О каббале тогда пишут статьи в журналах, переводят с иврита, латыни и других языков каббалистические сочинения, отдельные символы и образы этой еврейской эзотерической традиции проникают в художественную литературу…». Константин Бурмистров, по сути, единственный специалист в области иудаики и еврейской мистики (эзотеризма) в контексте русской культуры, сосредоточивает своё внимание лишь на начале прошлого столетия и на трёх авторах, в чьём творчестве эзотерика сыграла существенную роль: Андрее Белом, Максимилиане Волошине и Борисе Поплавском, что отнюдь не умаляет значимости этого академически совершенного труда.