Сколько стоят такси особого назначения

ДеньгиБизнес

Свой подъезд к клиенту

Сколько стоят такси особого назначения

Текст Алексей Грамматчиков

Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ

Женское такси с опцией поговорить по душам, лимузин на три десятка человек с танцполом, машина, освященная по церковным канонам. Как службы такси развивают новые сервисы и сколько они стоят этой весной, проанализировали «Деньги».

Удивительно, но ушедшая аномально теплая зима охладила цены на такси в России. По подсчетам Росстата, в декабре 2024 года средняя цена поездки на машинах с шашечками в России составила 47,77 руб. за километр, что ненамного — на 0,25%, но все же ниже, чем месяцем ранее. Помимо Росстата снижение цены на такси зафиксировал аналитический центр «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», по данным которого в декабре 2024-го средний чек поездки на такси по сравнению с ноябрем снизился на 0,7%, до 601 руб.

Зимнее снижение цен произошло впервые за последние годы, до этого расценки на такси неуклонно двигались вверх. По данным Росстата, за пять лет они увеличились вдвое: если в 2019 году средняя цена проезда за километр составляла 24,5 руб., то по итогам 2023 года она подскочила до 30 руб. и вот в конце ушедшего года уже подкатила к 48 руб.

Как погода смогла повилять на таксомоторный бизнес? Во-первых, из-за отсутствия традиционных морозов, снега и гололедицы на дорогах в мегаполисах выросла скорость движения: по разным оценкам, в среднем в моменте она была на 9–10% выше традиционных показателей. Это привело к тому, что таксисты могли быстрее подавать автомобили клиентам и, соответственно, выполнять больше заказав. Также в теплую зиму на дорогах снизилась аварийность. А еще из-за более теплой погоды больше людей этой зимой предпочли передвигаться пешком, а также пользоваться общественным транспортом, и для привлечения клиентов рынок делал ставки более доступными. Впрочем, нынешнее снижение цен на такси — временное явление. Ожидается, что в текущем году цена продолжит расти. Из-за усиления конкуренции участники рынка активно развивают новые сервисы.

Тормоз и опять ускорение

Объем рынка услуг такси в России бурно растет: по оценкам BusinesStat, в 2019 году совокупная выручка участников рынка выросла почти на 16%, до 895 млрд руб. Затем в период пандемии рынок такси просел на 3,5%, до 863,5 млрд руб., в 2020 году. Зато в 2021 году он с лихвой отыграл потери, прибавив 14,6%, до 990 млрд руб. В 2022 году таксомоторная отрасль топталась на месте, показав результаты на полпроцента ниже (985 млрд руб.). Но в 2023 году рост рынка составил внушительные плюс 24%, достигнув отметки в 1,22 трлн руб. По предварительным оценкам, совокупный объем услуг такси в 2024 году прибавил порядка 20%, приблизившись к отметке в 1,5 трлн руб.

Хотя стоит признать, что рост денежных показателей объемов рынка такси прежде всего связан с упомянутым ростом цен. И после временной передышки этой зимой скоро они опять вернутся к росту: только за первое полугодие 2025 года они могут подняться на 7–10% из-за давления ряда неблагоприятных факторов. «Маловероятно, что цены на такси смогут остановить свой рост в отрыве от остальной экономики, ведь без нее отрасль существовать не может,— прогнозирует Александр Корнев, начальник управления по работе с импортерами компании „Газпромбанк Автолизинг“.— Даже если оставить за скобками заработок водителей, поездки подорожают из-за роста стоимости услуг агрегатора, который берет процент на свое содержание. Прибавить к этому подорожавшие автомобили, их обслуживание, топливо и очень дорогие кредиты — поездки будут только дороже ».

Цены на такси будут продолжать расти как минимум из-за удорожания автомобилей: по подсчетам «Автостата», средняя цена легковых автомобилей в России (новых и подержанных) за последние три года увеличилась в полтора раза и по итогам 2024 года составила 3,12 млн руб. И помимо цен на сами машины у перевозчика много других текущих расходов. «Надо понимать, из чего складывается цена за поездки на такси,— рассказывает Василий Попов, генеральный директор сервиса перевозок Drivee.— Перевозчики обычно используют примерно такую формулу: топливо плюс плата за использование сервиса, плюс налоги, плюс штрафы, плюс обслуживание автомобиля, плюс доход водителя. А теперь давайте вспомним, как выросли цены на бензин за последнее время. Судя по аналитике Московской топливной ассоциации (МТА), за год в зависимости от марки средневзвешенная цена поднялась на 5–16 руб. за литр. Остальные составляющие этой формулы тоже выросли — от техосмотра до лизинга. Сюда же относится и размер комиссии, которую водитель платит агрегатору. Возможно, в будущем агрегаторы смогут переложить монетизацию своих сервисов, например, на партнеров, получать доход с рекламы или дополнительных услуг, чтобы снизить нагрузку на водителей и тем самым замедлить рост стоимости поездок».

Проезд высшим классом

Рост цен на услуги такси снижает число пользователей услуг. По данным ВЦИОМа, не пользуются такси лишь 8% жителей России. По оценкам Аналитического центра (АЦ) при правительстве Российской Федерации, в российских городах с населением менее одного миллиона человек падение числа поездок на такси за последний год составило 15–20%.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Оправдываться не следует» «Оправдываться не следует»

Андропов был зол на тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике

Дилетант
Важная деталь делового стиля: как правильно стирать галстуки, чтобы они выглядели великолепно Важная деталь делового стиля: как правильно стирать галстуки, чтобы они выглядели великолепно

Советы деловым людям: как правильно стирать галстуки

ТехИнсайдер
Старый новый рэп Старый новый рэп

Как в рэп вернулась непоколебимая маскулинность и почему это не так плохо?

Men Today
Президент РАН Геннадий Красников: Ни один вопрос без Российской академии наук сегодня не обходится Президент РАН Геннадий Красников: Ни один вопрос без Российской академии наук сегодня не обходится

Президент РАН о том, какие задачи сегодня решает академия

Ведомости
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Смена поколений на арт-рынке Смена поколений на арт-рынке

Как смена поколений влияет на рынок искусства и люкса

Ведомости
Выхожу из стресса Выхожу из стресса

Как повысить стрессоустойчивость: 8 работающих лайфхаков

Лиза
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Москва дерется в перчатках Москва дерется в перчатках

Новый викторианский сериал Стивена Найта на ВВС One

Weekend
Интерес к «Просвещению» Интерес к «Просвещению»

С чем связан выход «Сбера» из капитала «Просвещения»

Ведомости
Сомнолог: после 20 часов без сна мозг теряет способность мыслить трезво Сомнолог: после 20 часов без сна мозг теряет способность мыслить трезво

Префронтальная кора не может нормально работать, если человек не высыпается

Inc.
Реактивный рост Реактивный рост

Как стартап выпускников химфака МГУ и Бауманки превратился в большой бизнес

Ведомости
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Расписание света Расписание света

«Дом и виноград» — арт-пространство, где на входе выдают домашние тапочки

Seasons of life
Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

Ведомости
Охотники за сырьем Охотники за сырьем

Ради каких неочевидных природных ресурсов раньше любили затевать войны?

Вокруг света
Что можно и чего нельзя делать при уходе за зоной декольте: советы дерматологов Что можно и чего нельзя делать при уходе за зоной декольте: советы дерматологов

Зона декольте требует особого внимания

VOICE
«Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся «Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся

Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
5 способов удалить упрямую кутикулу дома: советы мастеров маникюра 5 способов удалить упрямую кутикулу дома: советы мастеров маникюра

Несколько способов удаления кутикулы с отличным результатом

VOICE
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Дерево, полное макарон Дерево, полное макарон

Эти деревья с плодами, похожими на макаронины, неизменно вызывают интерес

Наука и жизнь
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
«Если нет хорошего города, построй его!» «Если нет хорошего города, построй его!»

Предприниматель Владимир Седов уже десять лет строит новый город — Доброград

Монокль
Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд

Все про ГАЗ «Соболь»: характеристики, сколько стоит, модификации

РБК
Не ставим на черное Не ставим на черное

На каких морях можно отдохнуть, не выезжая из России?

Лиза
Все в сад! Все в сад!

Отправляемся за яркими красками

Добрые советы
«Казнь Джейн Грей» «Казнь Джейн Грей»

Художник Поль Деларош запечатлел Джейн Грей в момент казни

Дилетант
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
Открыть в приложении