Польша между двух рек и трёх спичек
Среди огромного числа проблем державам-победительницам предстояло решить и ещё одну головоломку: как определить границы, статус и политическое устройство Польши.

Впервые польский вопрос обсуждался «Большой тройкой» (Рузвельт, Сталин и Черчилль) на Тегеранской конференции 1 декабря 1943 года. Все трое высказались за воссоздание сильной и независимой Польши. Сталин особо напирал на необходимость придать ей и ещё одну характеристику — Польши, дружественной СССР, чтобы та не могла вновь превратиться в плацдарм нападения на Россию. Тогда же были предварительно обсуждены и приняты основные решения относительно будущих польских границ.
Сталин добился принципиальной поддержки сохранения за СССР занятых и присоединённых в 1939 году Западной Украины и Западной Белоруссии, населённых в большинстве украинцами и белорусами. Чтобы компенсировать полякам значительные территориальные потери на востоке, было решено передвинуть границы Польши далеко на запад за счёт территории Германии — до Одера. Черчилль наглядно продемонстрировал будущий сдвиг границ на запад с помощью трёх спичек, изображавших Германию, Польшу и Россию. Однако точные линии западных границ Польши в Тегеране проведены не были.

Острым был вопрос о власти и общественном устройстве в Польше. Польское эмигрантское правительство в Лондоне стояло на антисоветских позициях и требовало возврата к довоенным границам. Черчилль был взбешён этим. Для него намного важнее было сохранение боевого братства союзников и скорейший разгром Гитлера. В вопросе восточных границ Польши премьер-министр, исходя из реалий, поддерживал требования Сталина. Сам же советский лидер надеялся по окончании вой ны создать на востоке Европы пояс дружественных буферных государств, обеспечивающих стратегическую безопасность СССР. Разрыву Москвы с лондонским правительством (Правительство Польши в изгнании. — «Дилетант».) в 1943 году способствовал и громкий скандал вокруг открытия массового захоронения польских офицеров в Катыни, расстрелянных по приказу советского руководства. Сталин обвинил «лондонцев» в профашистских и антисоветских настроениях и разорвал с ними дипломатические отношения.
21 июля 1944 года в освобождённом Красной армией польском Люблине Сталин сформировал просоветское польское правительство — Польский комитет национального освобождения (ПКНО). Переговоры о соединении двух правительств, люблинского и лондонского, провалились. Тогда 31 декабря 1944 года ПКНО объявил себя правительством Польши. На следующий же день Сталин признал его в качестве временного правительства страны. Черчилль и Рузвельт ничего с этим поделать не могли. На второй встрече «Большой тройки» в Ялте в феврале 1945 года польский вопрос стал центральным.

На него ушла четверть всего времени крымских дебатов союзников. Восточная граница Польши была окончательно определена по «линии Керзона» 1920 года. Западная Украина со Львовом и Западная Белоруссия с Брестом отошли СССР. Советская Литва получила Виленский край и Клайпеду, а бывшую Восточную Пруссию поделили между Польшей и СССР, которому отошёл и Кёнигсберг (будущий Калининград) с прилегающей областью.
С новой западной границей Польши вышло недоразумение. Союзники договорились сдвинуть польскую границу до «Одера и Нейсе». Сталин имел в виду линию по западной Нейсе (польск. Ныса Лужицка. — «Дилетант»