Полет нормальный: сможет ли «Суперджет» окончательно приземлиться в России?

МонокльHi-Tech

«Суперджет» стал еще роднее

Первый полет самолета «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8 — значимый этап проекта по превращению его в российское воздушное судно и важный шаг на пути к возрождению авиационной отрасли, основой которой должны стать собственные технологии и изделия. Теперь важно не споткнуться

Николай Ульянов

Двигатель ПД-8: от старта проекта до первого полета прошло всего шесть лет. ОАК

«Суперджет» постепенно «русифицируется». В августе 2023 года взлетел борт с российскими авиационными системами и агрегатами (см. «Русский авиапром отвоевывает небо», «Монокль» № 36 за 2023 год). Сейчас на летные испытания в Комсомольске-на-Амуре вышел самолет, укомплектованный отечественными двигателями ПД-8 (производитель НПО «Сатурн», г. Рыбинск), которые встали под крыло на смену французскороссийским SaM146.

Первый полет был выполнен экипажем в составе летчиков-испытателей Дмитрия Деменева и Игоря Гревцева, а также бортового оператора Максима Грюканова. После посадки командир воздушного судна Дмитрий Деменев рассказал, «что полет прошел замечательно, но был напряженным; задание выполнено полностью; взлет, посадка все было выдержано согласно заданию; режимы выполнены в полном объеме, к двигателям и самолетным системам замечаний никаких нет».

Как сообщил «Ростех», самолет находился в воздухе около сорока минут, достиг скорости 500 км/ч и высоты 3000 метров. В госкорпорации также отметили, что силовая установка отработала стабильно, в процессе была проведена оценка газодинамической устойчивости двигателей на постоянных и переменных режимах.

В рамках программы импортозамещения «Суперджет» предполагается заменить порядка 40 импортных систем и агрегатов на российские. Помимо двигателя это авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и ряд других. Причем упор делается на то, чтобы российские комплектующие не были прямыми аналогами иностранных, а качественно превосходили их, поскольку технологии в авиастроении развиваются и ранее установленное на самолеты оборудование постепенно морально устаревает.

Сейчас в программе летных испытаний задействованы два борта — один с российскими моторами и иностранными авиационными системами, второй — с иностранными моторами, но российскими системами и агрегатами. В планах — вывести на испытания максимально импортозамещенный самолет — не только с российскими двигателями, но и с прочими агрегатами и системами российского производства. Все это, по мнению первого вице-премьера, главы наблюдательного совета ГК «Ростех» Дениса Мантурова, должно интенсифицировать сертификационные испытания и приблизить сертификацию технологически независимой версии самолета «Суперджет».

Был вашим — станет нашим

Концепция, заложенная в этот самолет, предполагала широкую международную кооперацию в процессе его производства, что, в свою очередь, должно было бы способствовать продажам собранного в России самолета на зарубежных рынках.

Напомним, что создавать пассажирский узкофюзеляжный ближнемагистральный самолет корпорация «Сухой» под руководством Михаила Погосяна начала в инициативном порядке в 2000 году. Сначала лайнер получил название Russian Regional Jet (RRJ), затем был переименован в Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Первый полет он совершил в 2008 году, а сертификат типа на него был получен в 2011-м, после чего началось серийное производство.

По словам руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрия Ядрова, сегодня в гражданском флоте эксплуатируется порядка 150 таких самолетов. Однако, как сейчас любят говорить, есть нюанс. По оценкам, порядка 70% систем и агрегатов в этих воздушных судах — иностранного производства.

В связи с введением в 2022 году санкций возникли проблемы с обслуживанием этих лайнеров. И одна из главных проблем — двигатель SaM146. Да, он выпускался на нашей территории, в Рыбинске, на совместном предприятии НПО «Сатурн» и французской компании Safran Aircraft Engines (ранее Snecma). Safran производила для него так называемую горячую часть: газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления. В свою очередь «Сатурн» изготавливал «холодную часть» (вентилятор и турбину низкого давления) и осуществлял сборку всего изделия. После разрыва отношений с французской стороной самостоятельно выпускать его и ремонтировать «горячую часть» уже выпущенных моторов российское предприятие не может.

События 2022 года просто подтвердили верность курса на увеличение доли российских систем и агрегатов в этом самолете. Впрочем, процесс импортозамещения гражданской авиационной техники идет, что называется, широким фронтом. В разной степени готовности находятся несколько самолетов различных типов — и магистральных, и для местных линий.

Разработка двигателя ПД-8 как замена SaM146 началась в 2019 году. К этому времени, в октябре 2018 года, был сертифицирован двигатель ПД-14, предназначенный для среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС-21. Этот самолет изначально тоже предполагалось комплектовать иностранными двигателями от американской Pratt & Whitney. Правда, заказчику самолета планировалось представить возможность выбора, с какими моторами купить — российскими или американскими.

Двигатель ПД-14 разработан пермской компанией «ОДК-Авиадвигатель» под руководством Александра Иноземцева. ПД-14 задуман как головной в семействе авиационных двигателей, базой для которых должен стать унифицированный газогенератор. Работа над ПД-14 началась в 2008 году, то есть на все про все ушло десять лет.

Получение сертификата типа на ПД-8, как говорит генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Грачев, запланировано на осень текущего года. Если это произойдет, то получится, что двигатель будет сделан за шесть лет. Конечно, он создавался, что называется, не на пустом месте. Был использован опыт, полученный и при разработке ПД-14, и при освоении производства SaM146.

«Если мы говорим о схеме двигателя, то речь идет о самобытной конструкции. То есть это не масштабирование в нижнюю сторону ПД-14 и не копирование SaM146. Но когда речь идет о каких-то отдельных технологиях или о ноу-хау в организации процесса создания нового изделия, конечно, это было перенесено», — говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Впрочем, изначально был расчет на то, что двигатель получится сделать быстрее. Так, в середине 2023 года на тот момент глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что двигатель планируется сертифицировать до конца того же года.

«В ОДК были оптимистичны и полагали, что применение передовых информационных технологий, цифровых двойников, новых методов проектирования позволит создавать двигатели быстрее, чем за пять лет, — рассказывает Олег Пантелеев. — Мы видим, что примерно в эти сроки двигатель был создан, поработал на стенде и даже полетал на летающей лаборатории. Но в ходе испытания были выявлены недостатки конструкции, которые потребовали вернуть его на доработку. Какие конкретно технические проблемы были выявлены и сколько их? Эта информация не раскрывается».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русская альтернатива Русская альтернатива

Почему Запад против нас ополчился и как его победить

Монокль
Рынок логистики вступил в полосу невезения Рынок логистики вступил в полосу невезения

Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов

Монокль
Айс-рекорд Айс-рекорд

Как Валдис Пельш с командой раскопал заброшенные полярные станции

Вокруг света
«Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях «Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях

Почему мы выбираем холодных партнеров? Как отличить любовь от созависимости?

Psychologies
Что произошло с Сибирью? Что произошло с Сибирью?

Почему осмыслить место Сибири в истории России непросто?

Дилетант
«Люди должны захотеть быть здоровыми» «Люди должны захотеть быть здоровыми»

Кто должен отвечать за стремление к здоровью и как бороться с эпидемией ожирения

Ведомости
Новая термофильная бактерия — новые ферменты для биотехнологий Новая термофильная бактерия — новые ферменты для биотехнологий

Какое значение для биотехнологии имеет выделение новой термофильной бактерии

Наука и жизнь
Зачем играть в игры? Зачем играть в игры?

Почему людям нравится играть, и какая от этого польза?

Здоровье
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Конкурс страшных рассказов: «Чуткая», Марина Бутусова Конкурс страшных рассказов: «Чуткая», Марина Бутусова

Рассказ о загадочных ночных превращениях мужа и странностях семейной жизни

VOICE
Исследование выявило один фактор, по которому можно понять, что вы находитесь в здоровых отношениях Исследование выявило один фактор, по которому можно понять, что вы находитесь в здоровых отношениях

Как узнать, что ваши отношения здоровые? Поможет поступок, выявленный учеными

ТехИнсайдер
Герилья гереро, или Восстание обреченных Герилья гереро, или Восстание обреченных

Геноцид гереро и нама: как колониальный конфликт предвестил ужасы Второй мировой

Знание – сила
4 типа пар, в которых женщины изменяют чаще, чем мужчины 4 типа пар, в которых женщины изменяют чаще, чем мужчины

В каких отношениях женщины изменяют чаще всего и почему?

Psychologies
Школа. Яхты. Жизнь Школа. Яхты. Жизнь

С чего и когда в жизни человека начинается море?

Y Magazine
Славный парень Робин Гуд Славный парень Робин Гуд

В Шервудском лесу среди вековых дубов живёт благородный разбойник Робин Гуд

Дилетант
Вокруг саммита Вокруг саммита

Насколько Потсдамская конференция была масштабным и важным мероприятием?

Дилетант
Тихая роскошь Тихая роскошь

Пентхаус на берегу Верхнего озера с «парящим» кабинетом

SALON-Interior
Как России преодолеть магнитную аномалию Как России преодолеть магнитную аномалию

Редкоземельные магниты играют ключевую роль в производстве высоких технологий

Монокль
Александр Мохов: «Табаков научил меня, что все рождается в любви» Александр Мохов: «Табаков научил меня, что все рождается в любви»

Мы не знаем, что нас прославит, — роль Гамлета, Треплева или... бедного Йорика

Коллекция. Караван историй
Редкие инвестиции Редкие инвестиции

Почему так важны РЗМ и можно ли в них инвестировать

Ведомости
Форрест Гамп отдыхает Форрест Гамп отдыхает

Иногда я думаю: что будет с этим миром, когда я закончу бегать?

Men Today
Я тебя — что? Я тебя — что?

Как меняется смысл «ты» в культуре, отношениях и восприятии себя?

Seasons of life
Скорая домашняя помощь Скорая домашняя помощь

Как грамотно помочь себе или другому человеку в опасных ситуациях со здоровьем

Лиза
Кейс Кейнса Кейс Кейнса

Как теория британского экономиста покоряла мир

Деньги
«Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам «Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам

Как нормализовать свое отношение к деньгам?

Psychologies
Эльдарадо Калимулина Эльдарадо Калимулина

Эльдар Калимулин о сюжетах в жизни и кино и амплуа «вечного студента»

СНОБ
Старший Скаут России Старший Скаут России

В СССР Олега Пантюхова упоминали в приключенческой литературе для пионеров

Дилетант
Интимная наука Интимная наука

Как секс мог сделать из обезьяны человека — глава из книги «Секс с учёными»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Суверенитет дороже денег Суверенитет дороже денег

Россия не имеет полной цепочки производства редкоземельных металлов

Монокль
Открыть в приложении