Полет нормальный: сможет ли «Суперджет» окончательно приземлиться в России?

МонокльHi-Tech

«Суперджет» стал еще роднее

Первый полет самолета «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8 — значимый этап проекта по превращению его в российское воздушное судно и важный шаг на пути к возрождению авиационной отрасли, основой которой должны стать собственные технологии и изделия. Теперь важно не споткнуться

Николай Ульянов

Двигатель ПД-8: от старта проекта до первого полета прошло всего шесть лет. ОАК

«Суперджет» постепенно «русифицируется». В августе 2023 года взлетел борт с российскими авиационными системами и агрегатами (см. «Русский авиапром отвоевывает небо», «Монокль» № 36 за 2023 год). Сейчас на летные испытания в Комсомольске-на-Амуре вышел самолет, укомплектованный отечественными двигателями ПД-8 (производитель НПО «Сатурн», г. Рыбинск), которые встали под крыло на смену французскороссийским SaM146.

Первый полет был выполнен экипажем в составе летчиков-испытателей Дмитрия Деменева и Игоря Гревцева, а также бортового оператора Максима Грюканова. После посадки командир воздушного судна Дмитрий Деменев рассказал, «что полет прошел замечательно, но был напряженным; задание выполнено полностью; взлет, посадка все было выдержано согласно заданию; режимы выполнены в полном объеме, к двигателям и самолетным системам замечаний никаких нет».

Как сообщил «Ростех», самолет находился в воздухе около сорока минут, достиг скорости 500 км/ч и высоты 3000 метров. В госкорпорации также отметили, что силовая установка отработала стабильно, в процессе была проведена оценка газодинамической устойчивости двигателей на постоянных и переменных режимах.

В рамках программы импортозамещения «Суперджет» предполагается заменить порядка 40 импортных систем и агрегатов на российские. Помимо двигателя это авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и ряд других. Причем упор делается на то, чтобы российские комплектующие не были прямыми аналогами иностранных, а качественно превосходили их, поскольку технологии в авиастроении развиваются и ранее установленное на самолеты оборудование постепенно морально устаревает.

Сейчас в программе летных испытаний задействованы два борта — один с российскими моторами и иностранными авиационными системами, второй — с иностранными моторами, но российскими системами и агрегатами. В планах — вывести на испытания максимально импортозамещенный самолет — не только с российскими двигателями, но и с прочими агрегатами и системами российского производства. Все это, по мнению первого вице-премьера, главы наблюдательного совета ГК «Ростех» Дениса Мантурова, должно интенсифицировать сертификационные испытания и приблизить сертификацию технологически независимой версии самолета «Суперджет».

Был вашим — станет нашим

Концепция, заложенная в этот самолет, предполагала широкую международную кооперацию в процессе его производства, что, в свою очередь, должно было бы способствовать продажам собранного в России самолета на зарубежных рынках.

Напомним, что создавать пассажирский узкофюзеляжный ближнемагистральный самолет корпорация «Сухой» под руководством Михаила Погосяна начала в инициативном порядке в 2000 году. Сначала лайнер получил название Russian Regional Jet (RRJ), затем был переименован в Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Первый полет он совершил в 2008 году, а сертификат типа на него был получен в 2011-м, после чего началось серийное производство.

По словам руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрия Ядрова, сегодня в гражданском флоте эксплуатируется порядка 150 таких самолетов. Однако, как сейчас любят говорить, есть нюанс. По оценкам, порядка 70% систем и агрегатов в этих воздушных судах — иностранного производства.

В связи с введением в 2022 году санкций возникли проблемы с обслуживанием этих лайнеров. И одна из главных проблем — двигатель SaM146. Да, он выпускался на нашей территории, в Рыбинске, на совместном предприятии НПО «Сатурн» и французской компании Safran Aircraft Engines (ранее Snecma). Safran производила для него так называемую горячую часть: газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления. В свою очередь «Сатурн» изготавливал «холодную часть» (вентилятор и турбину низкого давления) и осуществлял сборку всего изделия. После разрыва отношений с французской стороной самостоятельно выпускать его и ремонтировать «горячую часть» уже выпущенных моторов российское предприятие не может.

События 2022 года просто подтвердили верность курса на увеличение доли российских систем и агрегатов в этом самолете. Впрочем, процесс импортозамещения гражданской авиационной техники идет, что называется, широким фронтом. В разной степени готовности находятся несколько самолетов различных типов — и магистральных, и для местных линий.

Разработка двигателя ПД-8 как замена SaM146 началась в 2019 году. К этому времени, в октябре 2018 года, был сертифицирован двигатель ПД-14, предназначенный для среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС-21. Этот самолет изначально тоже предполагалось комплектовать иностранными двигателями от американской Pratt & Whitney. Правда, заказчику самолета планировалось представить возможность выбора, с какими моторами купить — российскими или американскими.

Двигатель ПД-14 разработан пермской компанией «ОДК-Авиадвигатель» под руководством Александра Иноземцева. ПД-14 задуман как головной в семействе авиационных двигателей, базой для которых должен стать унифицированный газогенератор. Работа над ПД-14 началась в 2008 году, то есть на все про все ушло десять лет.

Получение сертификата типа на ПД-8, как говорит генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Грачев, запланировано на осень текущего года. Если это произойдет, то получится, что двигатель будет сделан за шесть лет. Конечно, он создавался, что называется, не на пустом месте. Был использован опыт, полученный и при разработке ПД-14, и при освоении производства SaM146.

«Если мы говорим о схеме двигателя, то речь идет о самобытной конструкции. То есть это не масштабирование в нижнюю сторону ПД-14 и не копирование SaM146. Но когда речь идет о каких-то отдельных технологиях или о ноу-хау в организации процесса создания нового изделия, конечно, это было перенесено», — говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Впрочем, изначально был расчет на то, что двигатель получится сделать быстрее. Так, в середине 2023 года на тот момент глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что двигатель планируется сертифицировать до конца того же года.

«В ОДК были оптимистичны и полагали, что применение передовых информационных технологий, цифровых двойников, новых методов проектирования позволит создавать двигатели быстрее, чем за пять лет, — рассказывает Олег Пантелеев. — Мы видим, что примерно в эти сроки двигатель был создан, поработал на стенде и даже полетал на летающей лаборатории. Но в ходе испытания были выявлены недостатки конструкции, которые потребовали вернуть его на доработку. Какие конкретно технические проблемы были выявлены и сколько их? Эта информация не раскрывается».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русская альтернатива Русская альтернатива

Почему Запад против нас ополчился и как его победить

Монокль
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Гречка, виноград и проклятие инсулина: 10 самых распространенных мифов о диабете Гречка, виноград и проклятие инсулина: 10 самых распространенных мифов о диабете

Вы уверены, что диабет — болезнь сладкоежек?

Psychologies
Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Сценарист Анна Козлова об «Аутсорсе», жести и своём 1996-м

Ведомости
Перестройка по-американски Перестройка по-американски

Европейский кризис приносит пользу экономике США

Деньги
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
Интимная наука Интимная наука

Как секс мог сделать из обезьяны человека — глава из книги «Секс с учёными»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Курс на весну Курс на весну

8 свежих идей для сезонного украшения дома

Добрые советы
Ах, какие ножки! Ах, какие ножки!

7 способов избежать варикоза

Лиза
Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра» Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра»

У нас очень много общего в мимике, жестах, даже в выражениях

Коллекция. Караван историй
Большой вояж Большой вояж

Сравнение Astondoa 377 Coupe и ее модификации с подвесными моторами

Y Magazine
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Ученые переписали нейронауку: впервые обнаружены возможные основы человеческого интеллекта Ученые переписали нейронауку: впервые обнаружены возможные основы человеческого интеллекта

Ученые нашли, как нейроны в человеческом мозге хранят воспоминания

Inc.
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
Старший Скаут России Старший Скаут России

В СССР Олега Пантюхова упоминали в приключенческой литературе для пионеров

Дилетант
Современный комфорт Современный комфорт

Просторная квартира для молодой семейной пары с детьми в минималистском стиле

SALON-Interior
Мечтатели Мечтатели

Рассказ «Мечтатели» от Нади Алексеевой, лауреата премии «Большая книга»

СНОБ
Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Богатый старый дом Богатый старый дом

«Берлинский дом» — история московской роскоши в лицах и событиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Моя Катрин — это брошенный ребенок» «Моя Катрин — это брошенный ребенок»

Героиня Софьи Шидловской — девочка-подросток Катрин, своенравная и беззащитная

OK!
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце» Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историй
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Что такое дневник питания, как его вести: разбираемся вместе с диетологом Что такое дневник питания, как его вести: разбираемся вместе с диетологом

Дневник питания — это простой, но эффективный способ контролировать свой рацион

РБК
Вместе с семьёй Вместе с семьёй

Этот дом можно назвать воплощением мечты любого горожанина

Идеи Вашего Дома
Полярный бизнес-круг Полярный бизнес-круг

Российские компании против таяния мерзлоты: как бизнес адаптируется к угрозам

Ведомости
Местоимение первого лица единственного числа Местоимение первого лица единственного числа

В русском языке «я» подозрительно похоже на детское «ай»

Seasons of life
Плохие словечки Плохие словечки

Как отучить ребенка от нежелательной лексики?

Лиза
Открыть в приложении