Судьба играет человеком, а человек играет на трубе

Караван историйРепортаж

Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!»

«Судьба играет человеком, а человек играет на трубе». Обожаю это выражение. Все основные моменты жизни человеческой предопределены, в этом я уверена. В моей жизни было огромное везение. В профессию я попала совершенно случайно и в очень раннем возрасте — в шесть лет», — рассказывала актриса Наталья Селезнева.

Наталья Николайчик

Сообщающиеся сосуды

Самая яркая и страшная картинка в жизни — вспоминаю, и мурашки по коже. Мне три года. Cтою на коленях и молюсь: «Боженька, пусть моя мамочка поправится!» Передо мной на огромной литографии — освещенный лунным светом длинноволосый человек в белых одеждах. Он необыкновенно красивый, и ему хочется верить. Бабушка сказала: «Это Бог. И если ты будешь его хорошо просить, он оставит в живых маму». Замерев, подолгу стою перед иконой. Ощущаю осознанный ужас потерять человека, которого люблю больше всего на свете. У мамы тиф. Обычно им болеют раз в жизни, а потом формируется иммунитет. Маме не повезло, она эту страшную болезнь перенесла дважды — в 14 лет и в 33?года. Шансов, что выживет, было немного. Но произошло чудо... Хотя все и закончилось хорошо, потрясение, которое я тогда пережила, оставило след на всю жизнь. У каждого свой крест, и я существовала будто без кожи, страшно тревожась, что с близкими в любой момент может что-то случиться. Даже мелочь воспринимала как трагедию. А если кто-то из родных или друзей заболевал, я переселялась в больницу. Спала на составленных стульях, а сердобольные медсестры приносили мне подушки и уговаривали идти домой. Но я свой пост не оставляла. И это не моя самоотверженность, не моя заслуга. Я это делала больше для себя. Дома, вдали от близких, ощущала тревогу, не могла справиться с паникой... Все-таки правильно говорят: все мы родом из детства... Там истоки наших страхов, комплексов, предпосылки побед и поражений...

Знакомые называли нас с мамой «сообщающиеся сосуды». С папой мы были не так близки. Даже будучи взрослой женщиной, я оставалась маминой дочкой. Мама часто говорила: «Между мной и Наташей не перерезали пуповину». Когда она была уже очень больная и старая, повторяла: «Страшно не за себя, не что умираю, а что оставляю Наташу. Она ко мне так дико привязана!» Несмотря на то что у меня была семья — муж и взрослый сын, без мамы я действительно не представляла жизни. Мама ушла семь лет назад. С ее смертью пришлось смириться. Никуда от этого не денешься. Разрыв был трагическим, но время притупило боль потери. Осталась любовь...

Наталья Селезнева с мамой, 1950 год. Фото: Из архива Н. Селезневой

Барто сказала: «Нужна эта девочка!»

«Судьба играет человеком, а человек играет на трубе». Обожаю это выражение. Все основные моменты жизни человеческой предопределены, в этом я уверена. В моей жизни было огромное везение. В профессию я попала совершенно случайно и в очень раннем возрасте — в шесть лет. Меня увидели на улице и пригласили на одну из главных ролей в спектакле «Тридцать сребреников» в Центральный театр Советской армии. Я должна была изображать американскую девочку Глорию. Мама приводила меня на ежедневные репетиции, помогала учить текст. Меня наряжали в красивое шелковое платье в оборках, мама любовалась мной. Мы обе с нетерпением ждали премьеры. Появлялась на сцене я очень эффектно — сбегала по крутым ступенькам и прыгала на руки к актеру, который изображал моего отца. Но перед самым показом случилось ужасное: я каталась на ледяной горке, неудачно приземлилась и выбила колено. Ногу загипсовали сверху донизу. Перед началом спектакля режиссер вышел к зрителям, извинился и объяснил, что маленькая героиня в гипсе не специально, просто у нее случилась неприятность. До сих пор помню глаза актеров, которые были моими партнерами, — я читала в них осуждение. Мне казалось, все они думают: «Что же ты нас подвела, мы тебе так доверяли, мы с тобой работали. Мы тебя полюбили, а ты предала...» С того момента во мне что-то перевернулось. Так из боли и стыда родилась ответственность, которая стала одной из главных черт моего беспокойного характера. До сих пор считаю: подвести кого-то — это ужасно... Мама меня, конечно, перед премьерой поддерживала, но это не избавляло от острого чувства стыда. Жуткое ощущение, должна сказать. Одно из самых неприятных из всего спектра чувств, которые я в жизни испытывала.

Наталья Селезнева с будущим мужем Владимиром Андреевым в фильме «Калиф-Аист», 1968 год. Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

Не менее жутким был момент, когда мама привела меня в первый класс: разжимая один палец за другим, она с трудом вынула мою руку из своей и оставила там! Меня запихнули в строй, повели в класс, посадили за парту. В голове пульсировали мысли: «Зачем я тут? Зачем я тут?.. Не хочу учиться, не хочу... Хочу домой, домой, домой... К маме!» Все десять лет школа вызывала у меня чувство глубокого отвращения. Потому что, как говорится, самое трудное — напоить осла, который не испытывает жажды. Я была тем ослом. Мне нравилось все, кроме школы: стоять на кухне и помогать маме готовить, убирать в квартире, ходить с мамой в магазин или к ее подругам. Конечно, с таким настроем к школе я была невероятно счастлива, когда меня, первоклашку, выбрали для съемок в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер». Это тоже судьбоносный момент: мою игру в спектакле увидела Агния Барто, по сценарию которой снималась картина, и сказала: «Нужна эта девочка!» И меня нашли. Снимали в Ленинграде. На некоторое время я была избавлена от мучительных школьных занятий. Я впервые уехала из Москвы — и попала в сказочный город, где текла огромная река Нева, стояли сфинксы, были Зимний дворец, Казанский собор, широкие площади и нечто волшебное, что называется непонятным словом «Эрмитаж». В этом самом Эрмитаже я чувствовала себя Алисой в Стране чудес. Мы с мамой надевали огромные смешные тапочки и ходили по удивительным залам.

Наталья Селезнева с коллегами по «Кабачку «13 стульев» Борисом Рунге, Михаилом Державиным и Спартаком Мишулиным, 70-е годы. Фото: из архива Н. Селезневой

В конце съемочного дня мы с мамой приезжали в гостиницу «Астория», где нам сняли шикарный номер, и ужинали в ресторане. Мраморные колонны, вышколенные официанты, живая музыка и просто сумасшедшие запахи! Было начало 50-х годов, и ленинградцам, пережившим блокаду, потерявшим близких, самое главное было накормить людей. Еда была в этом городе культом. Такого огромного количества кафе, сосисочных, молочных, котлетных, рюмочных, пирожковых, как в Ленинграде, не было нигде. Позже я поняла — это была сверхидея: ешь, блокадный Ленинград, насыщайся. Грандиозно!

Несмотря на то что в детстве я играла на сцене и снималась в кино, стать артисткой не мечтала, потому что росла ужасно закомплексованной. В советские времена считалось правильным быть «как все», а я выделялась: известная на всю страну, при этом отвратительно училась, просто хуже всех — меня ни в пионеры, ни в комсомол не хотели из-за ужасной успеваемости принимать. А в подростковом возрасте начала невероятно быстро расти! Возвышалась над всеми в классе — и над мальчиками, и над девочками. Меня дразнили: «Дылда, дылда!» — и из-за этого я скрючивалась. Для послевоенных детей была очень высокая. Когда в 14 лет доросла до 175 сантиметров, решила, что это катастрофа. И закатила своей бедной маме истерику: «Если вырасту хоть на один сантиметр — повешусь!» Мама страшно переживала, ходила за мной по пятам и всерьез боялась, что я исполню угрозу. А потом сделала мудрый ход — отдала меня на баскетбол, где рост был достоинством, а не недостатком. Там со своими сантиметрами я быстро смирилась. Правда, баскетбол меня не увлек. В последних классах я заболела театром и решила стать артисткой. Мы с мамой часто ходили на спектакли. Особенно обожали Вахтанговский, где я по многу раз пересмотрела все постановки. А поступив в Щукинское училище, начала много читать — днем и ночью, даже зрение из-за этого потеряла. Осел наконец-то захотел напиться и не знал в утолении жажды меры.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Татьяна Архипова Татьяна Архипова

Директор БДТ Татьяна Архипова хранит традиции и внедряет современные форматы

Собака.ru
Табаковы Табаковы

Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историй
Агрострахование на подъеме Агрострахование на подъеме

Площадь застрахованных площадей увеличилась более чем на треть

Агроинвестор
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
Виктор Низовцев ловец ускользающих снов Виктор Низовцев ловец ускользающих снов

«С некоторыми из моих персонажей связаны почти мистические истории»

Караван историй
Клиенты МФО богатеют Клиенты МФО богатеют

Доход должников МФО в возрасте за три года вырос почти в 1,5 раза

Ведомости
Как папа Карло Как папа Карло

Как химик-технолог и редактор Men's Health пришел к жизни, наполненной смыслом

Afternoon Seasons of life
Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце» Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историй
Ах, какие ножки! Ах, какие ножки!

7 способов избежать варикоза

Лиза
«Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…» «Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…»

Возрождение шмелиных семей происходит весной

Наука и жизнь
Высокая кухня по низким ценам Высокая кухня по низким ценам

Как российские рестораны получали звезды Michelin

Ведомости
Леонид Быков. В бой идут одни герои Леонид Быков. В бой идут одни герои

Из реальной жизни боевых летчиков Быков взял в картину очень много деталей

Коллекция. Караван историй
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Как выбрать школу для первоклассника Как выбрать школу для первоклассника

Почему готовность ребенка к обучению – это не про чтение и письмо

Здоровье
Быть старой — как это? Быть старой — как это?

Как рассказать ребенку о старости?

СНОБ
Россияне распробовали фитнес-нагрузку Россияне распробовали фитнес-нагрузку

Как трансформировалась фитнес-индустрия в России?

Монокль
Вокруг саммита Вокруг саммита

Насколько Потсдамская конференция была масштабным и важным мероприятием?

Дилетант
Бьюти-советы Бьюти-советы

Как правильно пользоваться косметикой с ретинолом и другие советы красоты

Здоровье
Рейс на русский Куршевель Рейс на русский Куршевель

Повышение доступности туристических кластеров — драйвер развития аэропортов

Монокль
5 советов, как побороть нерешительность и довести дело до конца 5 советов, как побороть нерешительность и довести дело до конца

Нерешительность — одна из самых разочаровывающих и непродуктивных форм поведения

Inc.
Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний

Ученые сообщили об успехе испытаний ремибрутиниба при хронической крапивнице

N+1
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Прогулка по Казани Прогулка по Казани

«Третья столица» – одно из популярных направлений для короткого путешествия

Лиза
Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен» Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен»

Надежда Ангарская про свой опыт участия в шоу перевоплощений «Один в один»

Здоровье
Интерес к «Просвещению» Интерес к «Просвещению»

С чем связан выход «Сбера» из капитала «Просвещения»

Ведомости
…И другие официальные лица …И другие официальные лица

Некоторые из тех, кто стоял за спиной лидеров «Большой тройки»

Дилетант
«Она была самой красивой девушкой на стадионе» «Она была самой красивой девушкой на стадионе»

Про любовь с первого взгляда Александра и Алеси Энберт

OK!
По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги

Какие места в Петербурге определили творчество Сергея Дягилева

СНОБ
Открыть в приложении