Павел Зюзин о том, почему электромобили в России не приживутся

МонокльРепортаж

«Закрывают спортивные площадки, чтобы создать парковки»

О том, почему электромобили в России не приживутся, в Москве вновь будет запущен троллейбус, а в Краснодаре построят метро, рассказывает директор Центра транспортного планирования НИУ ВШЭ Павел Зюзин

Евгений Огородников

Трамвай «Витязь» в сборочном цехе. Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Триллионы рублей, инвестированные в развитие Московского транспортного узла за последние два десятилетия, создали новый стандарт общественного транспорта в России. Для миллионов людей путь до работы и обратно домой, особенно в города-спутники, постепенно превратился из мучительного путешествия с неочевидным исходом во все более комфортное и быстрое перемещение по мегаполису. В результате многие нашли вполне приемлемой для себя альтернативой личному автомобилю метро, железнодорожные перевозки (МЦК, МЦД) и наземный транспорт.

Высокие стандарты, заданные Москвой, постепенно заимствуются и развиваются в регионах, стали появляться кейсы, которые опередили даже московский опыт (например, велоинфраструктурный проект в Альметьевске (Татарстан) и коридор для скоростных автобусов в Белгороде на улице Щорса). Уровень промышленной локализации общественного транспорта поддержал инновации в отечественном машиностроении для общественного транспорта: российские предприятия разработали, довели до приемлемого качества и постоянно совершенствуют модификации автобусов, трамвайные и метровагоны, подвижной состав для железных дорог и троллейбусы. Регионам доступны льготные кредиты на обновление парка. Модернизация общественного транспорта будет продолжаться еще не один год, накопленный ущерб последних 30 лет требует минимум 10-летних инвестиций. Зачем это нужно, что делать в крупных городах и каких ошибок не стоит совершать — об этом мы беседуем с директором Центра транспортного планирования Высшей школы экономики Павлом Зюзиным.

— В России ежегодно инвестируются сотни миллиардов рублей в развитие общественного транспорта, с особым размахом — в Москве. Зачем это делается?

— В «нулевые» годы на Руси существовало поверье, что общественный транспорт — это пережиток социализма и признак низкого достатка, не позволяющего приобрести личный автомобиль. Считалось, что, как только возможность приобрести автомобиль появится в каждой семье, россияне избавятся от транспортных проблем и наступит счастье. Но бурные темпы автомобилизации привели к перегрузке дорожной сети и хроническому недостатку мест для парковки.

Например, в Дальневосточном федеральном округе уровень автомобилизации в два с половиной раза и более превышает московский. Жители Владивостока сталкиваются с ужасными пробками, парковка становится почти невозможной, а двадцатиминутные поиски места — нормой. Но какой выход из этой ситуации?

— Владивосток, как известно, называют советским Сан-Франциско. В США транспортная система в основном основана на личном автотранспорте.

— Между американскими и российскими городами есть принципиальная разница. Американские города спроектированы для использования легковых автомобилей — это одноэтажные субурбии на стокилометровых расстояниях, ориентированные на автомобильное передвижение. В таких локациях неспособность управлять автомобилем фактически приравнивается к инвалидности: выбраться из субурбий пешком или на велосипеде невозможно.

Но такой подход приводит к порочным практикам, когда люди спят в машинах, чтобы избежать пробок. Они приезжают к офису в четыре утра и ожидают начала рабочего дня, дремля в салоне. Это порождает ситуацию, когда в центрах городов сносят здания, чтобы построить парковки. Как выглядит центр крупного американского города? Посмотрите на спутниковой карте центры Цинциннати или Сент-Луиса: это небоскребы на парковках. В то время как в Москве, выйдя из офиса на Чистых прудах или Тургеневской площади, вы попадаете в приятную городскую среду с парками.

— Российские города пониже, но и покомпактнее…

— У нас урбанизация и кратный рост населения городов происходили не путем строительства субурбий — такой период в СССР был совсем коротким, примерно десять-пятнадцать послевоенных лет. Весь остальной советский период массово доминировала парадигма типового домостроения. Это означает, что наши города имеют генетическую предрасположенность к общественному транспорту просто из-за сверхплотного размещения многоквартирного жилья массовыми типовыми сериями.

Например, район Бутово в Москве — это же сверхплотный город. Там живет двести тысяч человек. Это население Пскова. Если вместо Бутова эти двести тысяч человек были бы расселены за МКАДом по американскому принципу, субурбия протянулась бы до Серпухова или до границы Московской области. Но люди живут очень компактно. И за счет этого возникает существенная экономия на масштабах и на коммуникациях.

И это огромная личная экономия на пробегах. Люди не живут в транспорте. То есть с бульвара Дмитрия Донского до центра гарантированно на метро, а сейчас вдобавок и по МЦД, можно доехать за сорок минут. Но при этом в Бутово есть места, где можно провести досуг, вместо того чтобы проводить его за рулем около Подольска и Серпухова. В Бутове довольно комфортная благоустроенная инфраструктура — это важное свойство всех советских спальных районов. Она, конечно, в девяностые годы в жутком состоянии оказалась, но по мере благоустройства Москвы все эти районные парки снова стали улучшать. А уже ближе к 2020-м годам там стали появляться примеры лучших по мировым меркам образцов благоустройства и детских, и спортивных площадок.

Теперь представьте себе, что в Бутове отключили метро и общественный транспорт. Тогда все жители микрорайона купят автомобили. К чему это приведет? Во-первых, там негде будет парковаться, все эти парки придется переделать в парковки. И это не бурные фантазии. Я описываю, как примерно выглядят новостройки во Владивостоке и в Краснодаре, где несколько десятилетий жили иллюзиями о возможности транспортного самообслуживания, не развивали трамвайные сети или вовсе демонтировали трамвайные линии, как, например, на главной улице Владивостока Светланской. Во-вторых, это будут жуткие пробки на Варшавке — хронический паралич шоссе, которое невозможно будет использовать в пиковые периоды, поскольку на него будут выезжать сто тысяч автомобилей в узкий промежуток времени, двадцать-тридцать минут в утренние часы каждых рабочих суток единовременно.

Поэтому на примере Бутова мы понимаем, что будущее российских городов — это, безусловно, только общественный транспорт, который по уровню комфортности и эргономики салонов уже давно настолько продвинулся вперед, что представления о нем заядлых автомобилистов, сохранившиеся с девяностых годов, имеют примерно столько же общего с нынешней реальностью, что и воспоминаниями о «запорожце».

Директор Центра транспортного планирования Высшей школы экономики Павел Зюзин. Фото: из личного архива

Неокупаемый проект

— Но это же очень дорого и неокупаемо?

— Общественный транспорт — это крайне дорогая штука. Качественный общественный транспорт — это супердорогая штука. И мало где он окупается. Тут фишка в другом. Люди, которые живут, например, в удаленных локациях своих городов типа Рыбацкого, «Уралмаша», новосибирского Академгородка, за счет надежного внеуличного общественного транспорта — метро, электричек — гарантированно прибывают к месту работы, значительно повышают доходность своего труда. Возникают огромные косвенные эффекты.

— Для экономики эффекты понятны и ощутимы. А где в этой системе житель города?

— Со времен СССР автомобиль считался предметом роскоши и культа. А в 2000-х доходы населения резко пошли вверх, и люди начали покупать машины массово, на них ездили без дела, за сигаретами, за угол в ларек за хлебом.

Но сейчас эта мода прошла. Автомобиль перестал восприниматься как роскошь. Это стало средством передвижения. Люди начали считать свои деньги. Раньше расчеты говорили, что, например, человек экономил на покупке жилья, купив не «двушку», а подальше от центра «трешку», потому что у него была машина. Больше такая логика не работает: ездить на машине приходится дольше из-за заторов, а ее обслуживание обходится дороже. И теперь так будет всегда, даже хуже. Экономия времени и средств — это общественный транспорт.

Мэрская программа

— Москва — лидер по развитию общественного транспорта в России. Какие основные изменения можно выделить?

— Я бы отметил продвижение дорогостоящих мероприятий. В Москве все последние годы преодолевалось отставание в покрытии территории города сетью метрополитена, накопленное за двадцать лет экономических реформ. Реализовано удлинение линий метро и строительство нового контура пересадок. Инвестировано много средств в обновление поездов метрополитена, модернизировано несколько электродепо, построены новые такие объекты на Сокольнической, Большой кольцевой, Замоскворецкой и некоторых других линиях. На «Метровагонмаше» освоена не одна новая линейка поездов. Эргономика вагонов и потребительские качества стали соответствовать лучшим мировым стандартам, российские вагоны метрополитена эксплуатируются в Софии, Баку, Будапеште, Ташкенте, Минске.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе «Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе

Как участники рынка детской розницы справляются с рыночной турбулентностью

Монокль
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
Что делать, если смартфон быстро садится на холоде? Что делать, если смартфон быстро садится на холоде?

Рассказываем, почему телефон разряжается на холоде, и делимся полезным лайфхаком

Maxim
Фитоняня Фитоняня

Как озеленить детскую комнату: красиво и безопасно

Лиза
Ирина Померанцева. Песни молодости Ирина Померанцева. Песни молодости

Леонид Борткевич — сладкоголосый Орфей, который сводил с ума женщин СССР

Коллекция. Караван историй
Дело о наведённой порче Дело о наведённой порче

Русская деревня в XIX столетии вызывала у интеллигенции противоречивые чувства

Дилетант
Все на высоте Все на высоте

Пять причин поспешить к маммологу

Лиза
Как восстановиться после того, как тебе разбили сердце: 3 стратегии, которые помогут обрести себя и стать сильнее Как восстановиться после того, как тебе разбили сердце: 3 стратегии, которые помогут обрести себя и стать сильнее

Стратегии, которые помогут вам исцелиться и начать новую жизнь после разрыва

Psychologies
Целибат сведет в могилу: почему не заниматься сексом смертельно опасно Целибат сведет в могилу: почему не заниматься сексом смертельно опасно

Наука в очередной раз доказала, что секс — это лучшее лекарство

Maxim
Богатый старый дом Богатый старый дом

«Берлинский дом» — история московской роскоши в лицах и событиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce

Rolls-Royce: история, смысл шильдика на капоте и образ владельца сквозь время

Правила жизни
Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется

Жестокость и злость — стороны одной медали или все-таки разных?

Psychologies
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Он же памятник! Кто его разрушит? Он же памятник! Кто его разрушит?

Какими способами специалисты пытаются решить проблему биоповреждений памятников

Санкт-Петербургский университет
10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр 10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр

Как распознать, когда именно пора обратиться к психиатру?

Psychologies
Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна? Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна?

Почему железные дороги в странах мира отличаются по ширине и какая самая широкая

ТехИнсайдер
Надежда Бабкина: «У меня нет времени на зависть» Надежда Бабкина: «У меня нет времени на зависть»

Надежда Бабкина — о возрасте, внуках и критике

Лиза
Научная мозаика Научная мозаика

Взаимосвязь картофеля с гипертонией, польза сиесты и разница между звездами

Санкт-Петербургский университет
Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе? Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе?

Какие лидерские качества стоит развивать, чтобы завоевать доверие в группе

Psychologies
Мировые тренды в ЗОЖ Мировые тренды в ЗОЖ

Самые полезные диеты и продукты

Добрые советы
Наиболее сохранившиеся животные ледникового периода Наиболее сохранившиеся животные ледникового периода

Эти доисторические животные дают возможность заглянуть в прошлое

ТехИнсайдер
У нас есть всё У нас есть всё

Группа СБПЧ — о воображаемых мирах, рождении строчек и мелодий

Seasons of life
Из чего выгоднее всего делать самогон? Из чего выгоднее всего делать самогон?

Разбираем экономику домашней дистилляции

Maxim
14 610 дней молодости 14 610 дней молодости

Как быть счастливым, здоровым и успешным в любом возрасте

Men Today
Семь шагов к красивой спине Семь шагов к красивой спине

Бороться с жировыми валиками на спине трудно. Но можно попробовать

Здоровье
Кризис в недвижимости откладывается на осень Кризис в недвижимости откладывается на осень

Застройщики придерживают квартиры, чтобы не допустить обвала цен

Монокль
Выхожу из стресса Выхожу из стресса

Как повысить стрессоустойчивость: 8 работающих лайфхаков

Лиза
Судный день Судный день

Вызвали в суд в качестве присяжной? Осторожнее, это могут быть мошенники

Лиза
Этническое чудо Этническое чудо

Сингапур взял лучшее от западной культуры и построил у себя XXII век

Вокруг света
Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец

Бумажные полотенца годятся не только для того, чтобы протереть стол или руки

VOICE
Открыть в приложении