Три периода Игоря Ларионова
Главный тренер молодежной сборной России по хоккею накануне главного турнира года рассказал главному редактору российского Men's Health о том, как устроена жизнь в зимнем спорте #1 - от первых неуверенных шагов на льду до почетного права войти в зал хоккейной славы.
Период #1. Подготовка
Ребенком в 70-е я смотрел чемпионаты мира не только по хоккею, но и по футболу. Я помню бразильскую команду во главе с Пеле, но еще сильнее мне запомнилась сборная Нидерландов, когда в ней играл Йохан Круифф. Для меня это было что-то необыкновенное! Я вырос на его понимании игры и постарался привнести в хоккей философию того тотального футбола, который исповедовали голландцы. В плане динамики, игрового интеллекта футбол и хоккей похожи. Летом я гонял мяч, зимой — шайбу. В дворовой игре, где нет тренера, ты предоставлен сам себе и можешь импровизировать, а значит, не только шлифуешь мастерство, но и творишь, вырабатываешь свой уникальный стиль. Это именно то, чего сегодня не всегда хватает современным игрокам.
Все основные элементы мастерства — катание, владение клюшкой, работа с шайбой — закладываются до 12 лет. После этого игрок их уже просто шлифует. В мое время мы получали эту базу на улице. Сегодня всё по-другому. Площадки-то во дворах есть, но выходят на них реже.
Отличие подготовки детей в Северной Америке и Канаде от российской системы в том, что за океаном дают больше играть. Там дети тренируются два-три раза в неделю, но в выходные у них по две игры в день. Они не выезжают на турниры, как наши, пропуская школу, болтаясь по отелям и занимаясь непонятно чем, а играют у себя в городе. Плюс, так как там большинство детей живут в частных домах, у них, как правило, есть место для тренировки в гараже или во дворе. В России упор делают на классическом тренировочном процессе, но я считаю, дети должны проводить много времени в игре, и их нужно поощрять за то, что они пробуют что-то нестандартное. То есть через ошибки, но пусть он добивается того, чего он хочет добиться, — только так получаются неординарные, не запуганные тренером игроки. Если же ребенок изо дня в день слышит: “Еще раз так сделаешь, будешь сидеть на лавке”, — в нем постепенно убивается индивидуальность. Так мы теряем ярких хоккеистов. На мой взгляд, более грамотная система детской подготовки сегодня в Канаде, Америке, Швеции, Финляндии.
Я приезжаю в Финляндию и не могу оторвать глаз от 14-летних, которые так играют в хоккей, что душа радуется. Ты смотришь и не хочешь уходить со стадиона. Они играют, как играли раньше мы. У них идут рискованные действия, которые и приводят к шедеврам на льду. Все это формируется с 6 до 16 лет, потому что дальше начинается уже, по сути, взрослый хоккей.
Период #2. Игра
Хоккей эволюционирует, и выход немцев в финал прошлой Олимпиады не случайность. Практически все страны подтянулись по уровню, и матчей, результат которых может быть предсказан заранее, в ближайшем будущем станет гораздо меньше. Развитие игры захватывает всё новые страны — Китай, Японию, Корею, Австралию. Из “большой шестерки" хоккейная элита может превратиться в “большую десятку”, что сделает наш спорт более глобальным. Он уже перестал быть игрой только “зимних стран”, хотя, конечно, до футбола нам пока далеко.