Как же снималась картина Владимира Меньшова? Рассказывает Лада Сизоненко

Караван историйЗнаменитости

«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Ирина Зайчик

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Это, без преувеличения, один из самых любимых фильмов страны. Фразы из него давно ушли в народ, а герои стали родными. Когда «Любовь и голуби» показывают по телевизору, мало кто удержится, чтобы не пересмотреть его в пятый или десятый раз. Как же снималась картина Владимира Меньшова?

Рассказывает исполнительница роли Оли Кузякиной Лада Сизоненко.

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

— Лада, в какой семье вы родились, кто ваши родители?

— Я родилась в Москве в семье артиста цирка. Папа был клоуном, очень веселым человеком. К сожалению, он рано ушел из жизни — когда ему было 40 лет, а мне десять. Мама работала чертежником-конструктором в конструкторском бюро. Когда я родилась, она бросила работу и стала колесить с папой по гастролям. Мы ездили с цирком из города в город: сегодня — Харьков, завтра — Ленинград, впереди — Владивосток. Сколько я поменяла детских садов и школ — и не сосчитать!

Была настоящим цирковым ребенком. На манеж выходила с пяти лет, участвовала, как все дети, в новогодних елках. Артисты цирка очень дружные, это одна большая семья... Моим самым любимым местом была конюшня. Первый раз я села на лошадь лет в шесть. Всегда думала, что буду наездницей. Потом стала мечтать, что у меня будет несколько номеров. Первый — это пластический этюд, в цирке он называется «каучук». Во втором выступлении я выхожу с дрессированными собачками. Ну а завершать буду как воздушная гимнастка. Непременно в красивом трико кручу сальто высоко на трапеции. Я была от природы очень гибкой.

В феврале 1981 года папа меня повез в Государственное училище циркового эстрадного искусства. Там можно было учиться с пятого класса. Он окончил его с Геннадием Хазановым, Алла Борисовна Пугачева в эти годы была концертмейстером. Педагоги посмотрели на меня и сказали папе: «Надо только осанку поправить. Слава, порепетируй с ней еще и в мае приводи».

А в мае папы не стало...

Я думала, схожу после десятого класса в цирковое училище. А потом сломала руку — словом, не сложилось.

— А как вы попали на пробы в «Любовь и голуби»?

— У меня уже был опыт проб в кино. Когда мне было всего два года, папа водил меня на «Мосфильм», где искали девочку в картину «Дача». Все восторгались: «Ой, какая милашечка, какие белые волосики». «Ладочка, брось деньги!» — сказали мне, но я как застыла, так и стояла не шевелясь. Одним словом, не получилось. Вторым фильмом был «Мой ласковый и нежный зверь». Меня брали на съемки, но со мной некому было поехать в киноэкспедицию.

Наступил 1983 год, мне исполнилось двенадцать. Моя подружка купила «Вечерку», когда мы ехали на ипподром заниматься, ей надо было в газету завернуть сапоги. Вдруг вижу в газете объявление: «Для съемок в фильме «Любовь и голуби» с 10 по 12 мая просмотр на киностудии «Мосфильм», нужны девочки 10—12 лет». Мы с подружкой решили поехать туда вместе, но она в последний момент передумала. А мне так хотелось сниматься в кино!

На проходной «Мосфильма» собралась огромная толпа юных претенденток с мамами. Их было человек пятьсот! Все девочки красивые, в нарядных платьях с рюшами. Это был не цветник, а огромная разноцветная клумба. А у меня все не слава богу: заколка сломалась, на кофточке пуговица потерялась, гольфик сполз. Я резко отличалась от всех претенденток: рыжая лохматая коса, рот до ушей, на лице конопушки.

В очереди одна девочка что-то напевает, другая разминается, третья танцует. Стою и думаю: «А я только на лошадях умею ездить». Наконец пригласили группу девочек, в том числе и меня. Передо мной стоит потрясающе красивый дядька в джинсовом костюме. От него так вкусно пахло одеколоном! Потом я узнала, что это был Владимир Валентинович Меньшов. Режиссер говорит: «Девчонки, называйте ваши возраст и имя». Я смело отвечаю: «Меня зовут Лада, мне будет тринадцать». Нет чтобы сказать поменьше — ищут же 12-летнюю. Стою улыбаюсь, этот дядя в джинсовом костюме мне так нравится.

На следующий день претенденткам, прошедшим отсев, было велено прочитать стихи. Меньшов был уже вместе с съемочной группой: оператор, художник-постановщик и второй режиссер. Меньшов спрашивает у рядом стоящей девочки: «Кто твой папа?» — «Мой папа замминистра», — отвечает она важно. Следующая я: «А мой папа клоун!» И вдруг Меньшов расплывается в улыбке: «О-о-о, наш человек!» Я прочитала «Тучки небесные, вечные странники» с таким удовольствием, что у меня даже щеки раскраснелись, потом еще и спела, вернее, заголосила: «Я у бабушки живу, я у дедушки живу». Кто-то из съемочной группы захлопал, все захохотали.

Меня подозвали к столу, записали мою фамилию в тетрадку и поставили напротив три жирных плюса. Я почему-то была уверена, что буду сниматься. Когда вышла из комнаты, у меня было ощущение эйфории, я словно летела на крыльях. Но и не подозревала, что это окажется настолько долгий путь...

Через неделю нас опять собрали на «Мосфильме», там было уже человек восемьдесят. На проходной всем дали номерочки. Мне, по-моему, достался номер 13. На мне была розовая рубашечка, мальчишеская, и юбочка. Поставили контрольный свет. Щелк, туда посмотри, щелк, вот сюда. Помню, мне так нравилось смотреть в фотокамеру!

Вдруг звонят бабушке с киностудии и говорят: «Вы знаете, Лада фотогеничная, очень хорошие снимки вышли». Я потом, когда увидела эти фотографии, чуть в обморок не упала: «Боже, какой крокодил!» У меня почему-то получился черный нос, все конопушки можно пересчитать.

В следующий раз я ездила одна на «Мосфильм», без бабушки, читать сценарий. Владимир Валентинович говорит: «Давай с тобой вот это место прочитаем». Я должна была жалостно спросить: «Пап, ты деньги брал?» Слава богу, мы с папой часто на магнитофон записывали басню, я — ягненочек, а он — волк.

Старалась изо всех сил. Но никаких восторгов Меньшов не выказывал. «Как же так? — думаю. — Может, что-то я не так делаю?» Это сейчас понимаю, что на самом деле режиссер был настолько погружен в этот фильм, что ему было не до восторгов. Главное, что в разговоре между нами возникла энергия.

— Вас, наверное, выбрали еще из-за внешнего сходства с Александром Михайловым?

— Василия Кузякина еще и не было к тому времени. Я потом где-то читала, что Александр Михайлов вызывал у Меньшова сомнение, потому что он на пробы пришел в галстуке, из-за чего его сочли слишком серьезным для роли главного героя. Меньшову казалось, что Михайлов не похож на сибиряка и не сможет сыграть его. Но когда Александр Яковлевич рассказал, что родился и вырос в Забайкалье, тут же пообещал ему роль. И ни разу об этом не пожалел. Когда Михайлов на съемочной площадке произнес первые слова в роли Василия Кузякина, Меньшов с облегчением вздохнул: «Вот он, Вася...»

Интересно, что на роль Василия претендовал Сергей Юрский. Посмотрев пробы, Владимир Меньшов все-таки решил в пользу Михайлова. Юрскому он предложил роль дяди Мити. Как интеллигентный актер, которому еще и 50 лет не было, смог сыграть деревенского старичка — для меня загадка.

Вначале Меньшов видел в этой роли Олега Табакова. Но тот предпочел съемки в фильме «Мэри Поппинс, до свидания». Кстати, многие смешные реплики дяди Мити придумал Юрский, например «Извините, что помешал вам деньги прятать!» Он так перевоплотился в своего персонажа, что однажды во время обеденного перерыва его не пустили в кафе — официанты приняли за местного пьянчужку. Пришлось вмешаться режиссеру и объяснить, что это известный актер.

— А когда начались уже пробы на «Мосфильме»?

— В какой-то день после читки сценария меня вызвали к костюмерам. Дали примерить какое-то платьице. Я так стеснялась раздеваться при всех, там вокруг люди взрослые. Смотрю, никто вообще на меня внимания не обращает. «Подойдет. А размер обуви у тебя какой? Можно и в своих кедах».

Только, наверное, через неделю меня вызвали на грим. Вначале заплели две косички: «Ой, она еще младше выглядит, прекрасно». Потом тональный крем наложили. Смотрю в зеркало: боже, какое красивое лицо, ровненькое, бровки причесали! Пригласили Владимира Валентиновича, он все одобрил. Сфотографировали: «Все, иди умывайся». И только потом уже были кинопробы.

Я приезжаю, на меня надевают платье, заплетают косы, конопушки подчеркивают. Заходим в комнату, где камера стоит. Снимали сцену, где семья Кузякиных читает письмо Василия. Нас сажают за стол. Я смотрю, какая-то женщина знакомая. Это была Любовь Полищук, которая пробовалась на роль моей мамы. Полищук так играла, будто сейчас умрет, у нее такие глаза были растерянные. Ну что говорить, профессионал! «Стоп, перерыв!» Мы все пошли отдыхать в соседнюю комнату. А там по телевизору показывали фильм «Приключения принца Флоризеля», где Полищук играла. Она сидит, одетая по-деревенски, в какой-то кофте, косынке, без грима, смотрит на себя и восхищается: «Ой, ну до чего же я тут хороша!»

Любовь Григорьевна, конечно, была очень приятной женщиной в общении, воспитанной, с хорошими манерами. Я с благодарностью ее вспоминаю. Она давала советы, подсказывала: «Не торопись, руки держи вот так». Но ее пробы сочли неудачными...

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

— Сколько это все продолжалось?

— Первый раз я поехала на «Мосфильм» 10 мая, а в конце июня раздался долгожданный звонок. Я уже отчаялась, даже бабушке сказала: «Может, и не надо это кино?..» А тут звонит ассистентка режиссера, бабушка радостно кричит: «Ладка, тебя утвердили, мы едем в Медвежьегорск на съемки!»

До отъезда я на «Мосфильме» заполнила анкету с моими данными: вес, рост, цвет волос, цвет глаз. Бабушка подписала договор о гонораре, еще то, что я обязуюсь не стричься, то есть никаких изменений внешности.

В начале августа мы поехали в киноэкспедицию в Карелию. На Ленинградском вокзале собралась вся съемочная группа. У нас с бабушкой был огромный чемодан, с которым я ездила на гастроли с папой. Я туда покидала учебники, одежду, захватила и любимый пластилин. Помню, подхожу к поезду, а помощница оператора смеется: «Куда ты собралась с таким чемоданом, на полгода, что ли, едешь?» Смотрю, у всех просто по сумке небольшой.

— А почему снимали в Карелии, а не в Сибири?

— Потом, уже будучи взрослой, я читала, что долго искали место для съемок в Забайкалье, но так и не смогли найти подходящий дом. И подыскали идеальное место в Медвежьегорске. Жили мы все в гостинице «Турист», она была одна на весь город. Городок-то маленький, всего две улицы.

Меньшов отправился сам к хозяевам дома, чтобы получить разрешение на съемку. Те согласились предоставить дом, но предупредили: жить им не у кого, придется снимать только во дворе. К домику по просьбе режиссера за счет съемочной группы пристроили летнюю веранду, крыльцо деревенское, установили голубятню. Голубей привезла из Москвы дрессировщица, а вот куры, собаки и кошки были взяты в «аренду» у хозяев дома. Пока киношники расставляли аппаратуру, местные ухаживали за живностью и поливали огород. К нашему приезду уже все было готово: и картошку посадили заранее, и кухоньку соорудили во дворе, положили дрова. Хозяевам дома, конечно, не позавидуешь — там человек сто топталось во дворе, как мамай прошел. Но они мужественно терпели все неудобства. Единственный кадр, который снимали в доме, это когда мы все выбегаем за дядей Митей на веранду. Внутрь дома я зашла один раз погреться, помню, был очень холодный день, хозяева меня отпаивали чаем. Там обстановка, конечно, вообще не такая, как в кино, все по-другому, даже печка русская стояла...

А осенью мы доснимали все на «Мосфильме». Как сейчас помню, 16 октября в зале Чайковского репетировали кадриль. Интерьеры нашего дома и квартира Раисы Захаровны были выстроены рядом, в одном павильоне. Можно было переходить из одного помещения в другое. Меньшову не давала покоя квартира Раисы Захаровны, он уговорил декораторов прорезать в кухонной двери раздаточное окно, и это выглядело в хрущевке довольно забавно. Добавила красок и Людмила Гурченко: она к съемкам привлекла свою собачку, потом придумала, что ее Раиса Захаровна разводит кактусы и о них все время кололся Василий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Вдовиченков: «Я знаю четко только одно: существует судьба, которая меня ведет» Владимир Вдовиченков: «Я знаю четко только одно: существует судьба, которая меня ведет»

Время-то идет, ты не молодеешь, тебе уже шестой десяток, нужно что-то делать!

Караван историй
Как увидеть парад планет 21 января 2025 года? Интересные факты и простой ответ! Как увидеть парад планет 21 января 2025 года? Интересные факты и простой ответ!

Шесть планет встанут в ровный ряд на небе, — и вот как их можно увидеть!

ТехИнсайдер
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
От мегалодона до мамонта: что, если бы животные эпохи плейстоцена дожили до наших дней От мегалодона до мамонта: что, если бы животные эпохи плейстоцена дожили до наших дней

Каким бы был мир, если бы гигантские грызуны и акулы дожили до наших дней?

ТехИнсайдер
Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...» Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...»

«В Театре Маяковского я родился, воспитывался, начал выходить на сцену»

Караван историй
Исследование: какие напитки заставляют вас ходить в туалет чаще Исследование: какие напитки заставляют вас ходить в туалет чаще

Рейтинг из девяти напитков, которые заставят вас бежать в туалет

ТехИнсайдер
Зоя Бербер. Я даже не скрываю, что процесс притирки идет полным ходом Зоя Бербер. Я даже не скрываю, что процесс притирки идет полным ходом

Хочется, чтобы инициатива исходила от обоих, а не только от одного

Караван историй
Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы

Как женщины создавали духи-бестселлеры и нишевые ароматы и запускали бренды

Forbes
Людмила Иванова об Олеге Дале: «Его нужно было только понимать, принимать и прощать ему все, просто все. И больше ничего» Людмила Иванова об Олеге Дале: «Его нужно было только понимать, принимать и прощать ему все, просто все. И больше ничего»

При жизни Людмила Ивановна рассказала мне об Олеге Дале. Делюсь с вами

Коллекция. Караван историй
От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю

Как блюда и продукты становились поводами для войн и революций

Forbes
Дмитрий Куличков: «Табаков нередко повторял, что наше дело веселенькое. Театр для него был праздником» Дмитрий Куличков: «Табаков нередко повторял, что наше дело веселенькое. Театр для него был праздником»

«Мой дебют в кино случился в «Шукшинских рассказах», их снимал Аркадий Сиренко»

Коллекция. Караван историй
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Панацея от старения или вредный миф: что ученые говорят об опасности антиоксидантов Панацея от старения или вредный миф: что ученые говорят об опасности антиоксидантов

Насколько антиоксиданты безопасны и существует ли у них будущее?

Forbes
Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода

Из-за каких причин жители вроде бы процветающего Нижнего покидают город?

Forbes
Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч

Дэвид Линч был человеком без возраста и с особым чувством юмора

СНОБ
«Сделано в России»: 5 иностранных фильмов, снятых в нашей стране «Сделано в России»: 5 иностранных фильмов, снятых в нашей стране

Иностранные триллеры, ужасы и мелодрамы, снятые в России

ТехИнсайдер
Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений Катя Кабак. Единственное, чего можно с уверенностью ждать от жизни, — это изменений

Я давно поняла, что нет никакого смысла пытаться что-то объяснить. Зачем?

Караван историй
Колбаса и хлеб на ветках: топ необычных деревьев с самыми странными плодами Колбаса и хлеб на ветках: топ необычных деревьев с самыми странными плодами

Могут ли на деревьях расти огурцы?

ТехИнсайдер
Темный угол Темный угол

10 мест, которые остаются грязными даже после генеральной уборки

Лиза
Обеденная зона Обеденная зона

Пять ошибок, из-за которых тебе некомфортно за столом

Лиза
Как понять, что ваш босс — нарцисс: 6 не оставляющих сомнений признаков Как понять, что ваш босс — нарцисс: 6 не оставляющих сомнений признаков

Как вести себя, если ваш босс — нарцисс?

Psychologies
Как понять, что у человека высокий интеллект Как понять, что у человека высокий интеллект

Высокий интеллект: что скрывается за этим термином?

Inc.
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека Эволюция, создавая жабры рыб, по той же программе создала уши человека

Формирование ушей у млекопитающих следует той же программе, что и у жабр рыб

ТехИнсайдер
Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным» Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным»

Об особенностях стеклянного поколения: традиционные методы обучения неэффективны

ТехИнсайдер
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Начни с себя Начни с себя

В чем разница между любовью к себе и эгоизмом?

Лиза
Что такое эмоциональное обслуживание и как не быть эмоциональным донором Что такое эмоциональное обслуживание и как не быть эмоциональным донором

Что такое эмоциональное обслуживание, как его выявить в себе и как избавиться

Psychologies
Кто и когда сделал первое фото Земли из космоса? Узнайте интересную историю! Кто и когда сделал первое фото Земли из космоса? Узнайте интересную историю!

Как и когда появилась первая фотография Земли из космоса

ТехИнсайдер
Курсовая Курсовая

История одного выпуска журфака МГУ 1960 года

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении