Спасет ли Zara торговые центры?
Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию. Им нужно думать о том, как реструктуризировать инвестиционные долги и перезапустить бизнес согласно актуальным трендам потребления

Едва наметившееся потеп ление в политических отношениях с Западом моментально оживило надежды на скорое возвращение иностранных компаний на российский рынок. На прошлой неделе появился целый ряд версий на эту тему. Так, в Россию якобы собираются вернуться иностранные платежные системы Visa и Mastercard, западные автомобильные гиганты, международные фешен-бренды, американские киностудии, сети быстрого питания, мебельная IKEA и даже Boeing. Источники этих рассуждений пока непонятны, представители власти расходятся во мнениях: одни говорят, что не было запросов на возвращение от иностранцев, другие — что с такими запросами обратилось уже 300 брендов. Наиболее открыто прозвучала позиция российского Союза торговых центров, который сам написал ушедшим с российского рынка одежным компаниям — Uniqlo, H&M и Inditex (владеет брендами Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear) — письма с призывом подумать о скорейшем возвращении на российский рынок. «От имени Союза торговых центров мы хотели бы обратиться к возможным изменениям в текущем политическом ландшафте и их последствиям для возвращения ваших брендов на российский рынок». Для убедительности СТЦ привел данные своего опроса, согласно которому более половины из ста крупнейших торговых центров в России готовы сотрудничать с Uniqlo, Inditex и H&M и предложить брендам свободные помещения для немедленной аренды или оперативно их освободить (!), отмечая ценность этих брендов для притока покупателей.
«Как ассоциация, мы готовы содействовать диалогу, решать логистические проблемы и поддерживать беспрепятственную реинтеграцию на рынке. Если ваши компании рассматривают возможность возобновления работы в российском секторе розничной торговли, мы приглашаем вас обсудить потенциальные возможности, включая индивидуальные условия аренды, предпочтения по местоположению и стратегии, учитывающие специфику рынка», — заявили в Союзе. Готовность помочь возвращению была продемонстрирована и ценными советами от СТЦ по преодолению антироссийских санкций — например, осуществлять поставки через партнерские компании в ОАЭ.
Мгновенная и по-детски наивная реакция индустрии торговых центров на возможное снятие барьеров в торговле свидетельствует о катастрофическом кризисе этого бизнеса, который невозможно преодолеть текущими мерами. А понятный и действенный в прошлом метод — привлечение трафикообразующих арендаторов, имеющих большую ценность в глазах потребителей, — видится избавлением от всех бед.
Однако за последние годы ситуация в экономике и розничной торговле поменялась радикально. И кратковременный приток покупателей вряд ли разрешит накопившиеся проблемы торговых центров.
Вакантность на низком уровне
«Ситуация в торговых центрах с начала этого года динамически ухудшается: падает трафик — в связи со снижением общей покупательской активности, наступлением онлайн-торговли, сберегательными настроениями покупателей и прочими факторами. Обороты розничных компаний снижаются, на их бизнес сильно повлияло введение НДС, кадровые проблемы — большинство магазинов в торговых центрах не укомплектованы персоналом. Общая выручка торговых центров за прошлый год хоть и выросла, но незначительно, как правило, рост компенсировался ростом рекреационных затрат», — говорит Александр Перемятов, вице-президент Союза торговых центров.
Но главная проблема торговых центров — их высокая закредитованность. Многие из них, построенные еще до 2020 года, до сих пор не окупились и не расплатились по инвестиционным кредитам. Сначала этому помешали ковид и полная остановка работы центров во время пандемии, а после начала СВО — снижение потребительской активности, уход международных брендов, увеличение доли вакантных площадей до 15–20%, а также рост кредитной ставки, уровень которой сегодня и вовсе не позволяет обслуживать долг. Именно поэтому все большее количество торговых центров переходит в собственность банков. Например, в прошлом году к Газпромбанку и Сбербанку перешли торговые активы девелоперской компании «Тэн» (сеть торговых центров «Город»), в управление Газпромбанку после ухода с российского рынка шведской IKEA перешла в управление сеть торговых центров «Мега». По словам Александра Перемятова, в этом году торговых центров в собственности банков станет еще больше.
После того как в 2022–2023 годах международные бренды стали уходить с российского рынка, в торговых центрах освободилось большое количество площадей, причем в топовой локации. Владельцы ТЦ начали судорожно привлекать новых арендаторов: один за другим стали открываться магазины и магазинчики неизвестных ранее брендов, а большие площади ушедших иностранных компаний старались занять крупные российские сети. «В 2022 году ставки аренды на торговые площади в Москве варьировались от 15 до 180 тысяч рублей за квадратный метр в год для торговых галерей и от 6 до 50 тысяч рублей для якорных арендаторов. В 2023 году мы наблюдали тенденцию к снижению арендных ставок, особенно в малоформатных ТЦ. Спрос на торговые площади оставался низким из-за неопределенности на рынке. Владельцы торговых центров начали предлагать более гибкие условия аренды, включая возможность оплаты по проценту от выручки, что поспособствовало увеличению интереса со стороны российских ретейлеров. В 2024 году рост запрашиваемых ставок аренды фиксировался на уровне двух-четырех процентов по сравнению с предыдущими периодами. Ставки в высококлассных и популярных торговых центрах достигли верхних границ диапазона — до 180 тысяч рублей за квадратный метр. Однако в целом арендные ставки оставались ниже показателей допандемийного времени», — говорит