Как трансформировалась фитнес-индустрия в России?

МонокльРепортаж

Россияне распробовали фитнес-нагрузку

В прошлом году в стране было открыто рекордное количество фитнес-клубов, а объем этого рынка вырос до рекордных 187,3 млрд рублей. Основные драйверы его развития — растущее желание людей поддерживать свое здоровье и молодость и широкая диверсификация предложения фитнес-услуг

Лина Калянина

Президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина: «Люди стали заботиться не только о своей физической форме, но и о ментальном здоровье». Олег Сердечников

«После пандемии самые ленивые встали с дивана и пошли на фитнес» — так в интервью «Моноклю» президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина описала трансформацию сознания многих россиян, поверивших во время ковида в силу и ценность движения, физической нагрузки. Ментальный переход в головах наших граждан происходит до сих пор: популяризация здорового образа жизни, профилактической медицины, ретритов, марафонов, антиэйджинговых программ и проч. привела к тому, что фитнес и спорт становятся все более востребованными и значимыми.

По данным опроса Национального фитнес-сообщества, 32% опрошенных ими людей оценивают свое состояние здоровья как хорошее, 51% считают его удовлетворительным, а 17% говорят о слабом состоянии здоровья. При этом 46% россиян верят, что регулярные занятия спортом, зарядкой, плаванием или бегом играют важную роль в поддержании здоровья.

Индустрия фитнес-услуг в нашей стране развивается с 1990-х годов, и этот бизнес вызывает большой интерес у предпринимателей и инвесторов, несмотря на снижение его маржинальности. Елена Силина считает, что это связано с социальной ответственностью бизнеса, его желанием сделать что-то важное для людей, личной вовлеченностью предпринимателей в спорт и фитнес. Поэтому в большинстве своем проекты в фитнес-индустрии — это социально ориентированный бизнес.

Президент Национального фитнес-сообщества, генеральный директор Fit Hit Company Елена Силина в фитнес-индустрии более 30 лет. Еще в 1996 году она основала и возглавила первый в Великом Новгороде фитнес-центр, до этого работала учителем физкультуры в школе. В 2006 году, после обучения за границей, она основала российскую консалтинговую компанию в сфере физической культуры и спорта. В 2007 году совместно с университетом «Синергия» создала единственную в России кафедру менеджмента в фитнес-индустрии, заведует этой кафедрой и является академическим директором факультета фитнеса и культуры здоровья. А в 2009 году Елена основала первое отраслевое объединение операторов в фитнес-индустрии — НП «Национальное фитнес-сообщество», которое сегодня объединяет 3150 фитнес-клубов России и является официальным партнером Министерства спорта РФ.

О том, как трансформировалась фитнес-индустрия и какие у нее могут быть перспективы, Елена Силина рассказала в интервью «Моноклю».

— Как вы думаете, фитнес-индустрия сегодня — она про что? Это спорт, здоровье, образ жизни, бизнес?

— Про все вместе, но больше про здоровье. За последнее время очень сильно изменилось отношение людей к фитнесу, к физической нагрузке. Если раньше в фитнес-клуб приходили для того, чтобы к летнему сезону похудеть, подкачаться и так далее, то сейчас занятия фитнесом стали для многих жизненно необходимыми. Ключевым фактором в изменении подхода стала пандемия. Будучи ограниченными в передвижениях в период локдауна, они почувствовали, что движение стало ценностью. Домашний фитнес в это время развивался, фитнес-клубы организовали большое количество бесплатных онлайн-программ, чтобы поддержать и сохранить свою клиентскую базу. В пандемию люди поняли, насколько важна физическая активность. Даже самые ленивые потом встали с дивана и начали заниматься.

И второй важный тренд: люди стали заботиться не только о своей физической форме, но и о ментальном здоровье. Возник спрос на такие виды тренировок, как пилатес, йога, различные дыхательные гимнастики, программы, направленные на развитие функциональных способностей, — именно они сегодня набирают обороты. Если раньше йогой занималось очень ограниченное число людей, то теперь люди широко подходят к выбору тренировок и, как правило, обязательно включают в свое расписание тренинги, связанные с поддержанием ментального здоровья, медитацией, спокойствием.

— Какая часть населения страны сегодня ходит в фитнес-клубы?

— В России систематически занимается в фитнес-клубах 7,1 миллиона человек — это данные на начало 2025 года.

— Какова возрастная структура посетителей?

— Основная аудитория — в возрасте от 25 до 60 лет. Пенсионеров занимается в среднем по России максимум около семи процентов. До пандемии было три процента — есть рост. Клиенты в возрасте до 30 лет — порядка 20 процентов от общего количества.

— Какова региональная структура рынка фитнес-услуг?

— Сорок пять процентов всего рынка приходится на московскую агломерацию, из них 13 процентов — на Московскую область. 14 процентов рынка — это Санкт-Петербург, остальное — регионы. Москва — безусловный лидер, трендсеттер на рынке фитнес-услуг. Здесь работают старейшие в стране сети клубов — World Class, X-Fit и другие, активно развиваются новые компании, такие как DDX Fitness, Spirit.Fitness, С.С.С.Р.

Рынок Санкт-Петербурга серьезно отличается от московского. Там труднее найти подходящую недвижимость. Клубы открываются в основном в крупных торговых центрах, бизнес-центрах и в новых спальных районах. На рынке представлены старейшие и наиболее крупные сети — Sport Life, X-Fit, Fitness House и Alex Fitness. Концентрация на самой состоятельной публике в российских мегаполисах в сетях World Class, CrocusFitness, EncoreFitness. В большей степени работают с клиентами в демократическом ценовом сегменте такие фитнес-сети, как С.С.С.Р, UFC GYM, «Метро Fitness».

В регионах тоже есть заметные игроки. Например, сеть «Броско фитнес» в Оренбурге включает в себя около 20 клубов. В Екатеринбурге есть сеть Drive Fitness, которая вышла уже далеко за пределы региона, открывшись в Перми, Тюмени и других городах, стала федеральной. В целом во всех городах есть тенденция к открытию гибридных пространств и распространению фитнес-клубов в спальные районы. Фитнес-компании арендуют площади там, где потребителю удобно совмещать различного вида активности — спорт, магазины, рестораны, кино.

— В России строится очень много жилой недвижимости, она неинтересна для вас?

— Значительная часть новых открытий связана с развитием девелопмента. Строятся большие микрорайоны, жителей которых необходимо обеспечивать инфраструктурой для жизни. Открыть фитнес-объект в новой строящейся локации — очень сложная история, нужны серьезные маркетинговые исследования. Если будет жить молодая городская аудитория — это одно, а если много семейных людей, с детьми, люди старшего поколения — это совсем другое, от этого будет зависеть выбор продуктовой линейки и концепции в целом. К тому же предприниматели в отрасли отмечают, что 95 процентов застройщиков в городах редко обращаются к представителям фитнес-отрасли, чтобы избежать ошибок в концептуальных архитектурных и планировочных аспектах строительства. Кроме того, городские девелоперы зачастую завышают стоимость аренды. Для сравнения: в пригородах о завышении аренды говорят вдвое меньше наших предпринимателей. На данный момент порядка семи процентов представителей фитнес-бизнеса смогли договориться с девелоперами заблаговременно, обсудили комфортные друг для друга условия запуска фитнес-объекта в жилом комплексе.

— Почему такая маленькая доля рынка приходится на регионы? Там меньше денег у людей?

— В регионах фитнесу сложнее выживать, и дело не только в финансах. Там намного хуже обстоят дела с доступностью фитнес-услуг из-за плохой транспортной логистики, в целом городская среда менее развита. Может быть помещение подходящее, но до него невозможно добраться на общественном транспорте, только на такси, а это дорого. Будет больше инвестиций в строительство, в логистику, в развязки, в транспорт, в городскую среду — будут и услуги развиваться. Плюс большая проблема в регионах — это кадры. Например, на одну область или край подготовленных специалистов может быть человек пятьдесят. Как только открывается новый фитнес-клуб, они все туда, происходит «облысение» других клубов. Клуб теряет процентов 25 клиентов, если где-то рядом в регионе открывается новый клуб. Поэтому с экономической точки зрения региональным клубам трудно быть устойчивыми, особенно если в регион заходят крупные федеральные сети.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Защищаем руки Защищаем руки

Руки требуют этой зимой дополнительного ухода

Здоровье
Тихая роскошь Тихая роскошь

Пентхаус на берегу Верхнего озера с «парящим» кабинетом

SALON-Interior
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Свой подъезд к клиенту Свой подъезд к клиенту

Сколько стоят такси особого назначения

Деньги
Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце» Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историй
В поисках ниши В поисках ниши

Как нишевым маркетплейсам удается конкурировать с универсальными площадками

Ведомости
5 советов, как побороть нерешительность и довести дело до конца 5 советов, как побороть нерешительность и довести дело до конца

Нерешительность — одна из самых разочаровывающих и непродуктивных форм поведения

Inc.
Ученые обнаружили, что на самом деле сделало Марс красным Ученые обнаружили, что на самом деле сделало Марс красным

Краснота Марса вызвана не сухим ржавоподобным гематитом, как считалось ранее

Inc.
5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард 5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард

Пять кинолент, которые станут проводниками в мир авангардного кино

СНОБ
Новая термофильная бактерия — новые ферменты для биотехнологий Новая термофильная бактерия — новые ферменты для биотехнологий

Какое значение для биотехнологии имеет выделение новой термофильной бактерии

Наука и жизнь
На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс

О том, как ИИ помогает исследовать Марс, и приведет ли он нас к прорыву

ТехИнсайдер
Выяснилось, что микропластик вызывает резистентность к 4 видам антибиотиков Выяснилось, что микропластик вызывает резистентность к 4 видам антибиотиков

Микропластик активно помогает бактериям развивать устойчивость к лекарствам

Inc.
«Люди должны захотеть быть здоровыми» «Люди должны захотеть быть здоровыми»

Кто должен отвечать за стремление к здоровью и как бороться с эпидемией ожирения

Ведомости
Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн

Рассказ о девушке, сбежавшей от насилия, и мистическом проклятии прошлого

VOICE
Ноутбук: локализация в разрезе Ноутбук: локализация в разрезе

Как производится «глубоко российская» компьютерная техника

Монокль
Мрамор и снег Мрамор и снег

Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей – история работ Микеланджело Буонарроти

Вокруг света
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Ученые заявили, что дисциплина не поможет побороть лишний вес. Дело в другом Ученые заявили, что дисциплина не поможет побороть лишний вес. Дело в другом

Похудение — это битва, выходящая за рамки чистой силы воли

Inc.
Держать локализацию по ветру Держать локализацию по ветру

Отечественные компании расширяют производство зеленой энергии

Деньги
Рога и гобелены Рога и гобелены

В Париже открылась выставка «Кутюр в Лувре: предметы искусства, предметы моды»

Weekend
Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях» Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях»

Глеб Калюжный о планах на будущее и переменах в личной жизни

VOICE
Укол в сердце Укол в сердце

Нельзя обидеть – можно обидеться. Так ли это? В чем смысл этого послания?

Psychologies
Хронический стресс ухудшил слух мышей Хронический стресс ухудшил слух мышей

У мышей под действием хронического стресса ухудшился слух

N+1
Человек-оркестр Человек-оркестр

Из чего строится рабочий день бренд-шефа, который ведет несколько проектов?

Bones
«Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок «Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок

Как избежать наказания за утечку персональных данных клиентов?

Inc.
Бой с тенью Бой с тенью

Непростая история соперничества с женщиной, которой больше нет

VOICE
Очень приятно, принц! Очень приятно, принц!

Советы и места, где искать мужчину мечты

Лиза
Дана Сапарова Дана Сапарова

Дана Сапарова направила глаз своего объектива на новых и классных актрис

Собака.ru
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении