Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться

В 2024 г. владение «Вымпелкомом» (работает под брендом «Билайн») перешло к российскому менеджменту, компанию стал контролировать Александр Торбахов. Оператор связи, входящий в «большую четверку» наряду с «Мегафоном», МТС и Т2, также сменил гендиректора, отказался от низкомаржинальных направлений и даже показал резкий рост годовой прибыли по МСФО. Но главными задачами, которые стоят сейчас перед отечественным телекомом, остаются технологическое перевооружение в условиях ухода вендоров из недружественных стран, освоение новых стандартов связи и борьба с мошенничеством в онлайне. О том, как собирается развиваться «Билайн», «Ведомостям» рассказывал генеральный директор ПАО «Вымпелком» Сергей Анохин.
– В конце 2023 г. нидерландская Veon закрыла сделку по продаже российского бизнеса «Вымпелкома» группе топ-менеджеров компании во главе с гендиректором Александром Торбаховым. В сентябре 2024 г. Торбахов ушел с поста, и вы заняли эту должность. Что поменялось в компании? Есть ли у вас какие-то KPI, которые поставил перед вами акционер?
– KPI есть, но я, знаете, отвечу на этот вопрос, объединив это с моим личным взглядом.
«Билайн» как компания – это такое яркое и мощное явление на российском рынке. И вот та ДНК, тот потенциал, который в компании есть, очень мощные и должны быть раскрыты, реализованы. Это, конечно, образ того результата, который мы обсуждали с акционерами. Это растущая и привлекательная компания, и она достойна того, чтобы в общем-то заново засиять на таком небосводе российского бизнеса и рынка.
Для меня это такое название – «зажечь звезду «Билайн». Вот моя большая задача и цель. Конечно, за ней есть конкретное понимание того, в какой позиции на рынке акционер хотел бы видеть компанию на горизонте двух-трех лет, на более длинном горизонте времени. Безусловно, есть конкретное понимание цели, задачи, наши амбиции, цифры. Но, наверное, конкретные цифры все-таки сейчас не так важны. Здесь все-таки в первую очередь важно движение.
– В 2024 г. многие операторы связи говорили о том, что произошло снижение чистой прибыли. «Билайн» столкнулся с этой проблемой?
– Результаты мы видим, и они соответствуют нашим ожиданиям: прибыль по итогам года выросла в несколько раз и составила 18,7 млрд руб. (в 2023 г. прибыль «Вымпелкома» по МСФО составляла 3,4 млрд руб. – «Ведомости»). В 2024 г. мы сознательно отказались от ряда направлений, что замедлило темпы роста выручки, но позволило повысить маржинальность, укрепить отношения с клиентами и сохранить устойчивость компании. Выручка от операционной деятельности выросла на 2,4% до 310,7 млрд руб., сервисная выручка – на 4,9% до 288,8 млрд руб., чему способствовал рост потребления телекомуслуг и поступательное развитие цифровых нетелеком-сервисов. EBITDA увеличилась на 3,2% и достигла 133,2 млрд руб., а рентабельность по EBITDA выросла до 42,9%. Это результат нашей работы с эффективностью бизнеса, выстраивания продвижения через ценность, а не через демпинговые скидки, а также грамотной финансовой политики предыдущих лет.
Наша инвестиционная программа профинансирована без увеличения внешнего долга. В 2025 г. мы увеличили инвестиции в развитие покрытия и качества связи почти в 2 раза. Уже сейчас, по независимым исследованиям, «Билайн» признается лучшим по покрытию и скорости в растущем числе регионов и отдельных локаций. В целом по стране мы занимаем второе место по средней скорости, и я уверен, что наши клиенты в этом году продолжат замечать высокий уровень качества связи.
«Полный отказ от 3G будет в 15 регионах»
– Одна из новелл прошлого года – это отключение 3G. Что это означает для пользователя, а что для оператора?
– Это иллюстрирует стремительное развитие технологий. Действительно какое-то количество лет назад благодаря 3G был прорыв в использовании мобильного интернета и скорости. С тех пор появился LTE, связь следующего уровня. Эту смену мы видим и в других странах. «Билайн» этим активно занимается.
Мы проводим рефарминг (перенастройка оборудования в другой частотный диапазон для нового стандарта связи. – «Ведомости»). Даже запатентовали определенные методы этого рефарминга: метод шахматного частотно-территориального планирования, который позволяет компенсировать дефицит частотного ресурса при проведении работ по рефармингу сети и, как следствие, улучшить качество связи и увеличить скорость передачи данных. И регион за регионом мы эту работу проводим и концентрируем спектр, который был в 3G, уже в LTE. Это позволяет увеличить возможности и пропускную способность уже в четвертом поколении, дать клиентам более высокий уровень сервиса.
Мы одни из первых, кто это сделал в прошлом году в таком масштабе. Москву уже переключили, Московскую область тоже, есть еще пара десятков регионов, в которых мы это сделали и увеличили пропускную способность и скорость, которую клиент моментально чувствует. На этот год у нас такие же планы. Сейчас мы видим по статистике, что устройств, которые поддерживают только 3G и не поддерживают 4G, – 0,1% и это преимущественно планшеты. Наши смартфоны практически все уже поддерживают все поколения связи, поэтому для клиента это бесшовно.
– А когда закончится рефарминг у «Билайна»?
– У нас еще не все регионы прошли этот процесс. В 2025-м рефарминг пройдет в 18 субъектах РФ, полный отказ от 3G будет в 15 регионах. Это разные испытания, тестирование, сертификация. Еще определенное количество времени это займет.
– Получил ли уже «Билайн» частоты для тестирования 5G и хватит ли тех частот, которые выделены, чтобы реализовать технологию?
– Пока диалог и работа по частотам продолжается. Диапазоны 4,4–4,9 ГГц предоставлены как база. Сейчас мы видим, что запустилась работа по конверсии 700-го спектра (700 МГц) под 5G. Есть и другие обсуждаемые спектры, поэтому сейчас пока рано говорить, какой набор частот будет в итоге под 5G, какая будет траектория возможной конверсии, перевода частот из предыдущих поколений. Поэтому пока нельзя сказать, хватает диапазона частот или не хватает. Для тестирования, на мой взгляд, его достаточно.