Начальник или наставник?
В начале марта 2025 г. вступили в силу изменения, которые регулируют труд наставников. Законодатель впервые дал официальное определение наставничества, установил порядок оформления и оплаты их труда. Это не значит, что каждый будет получать оплату за помощь «младшим по званию».
Согласно определению из закона, наставничество – это оказание помощи другому работнику в освоении навыков на производстве по полученной профессии по поручению руководства. Наставником становится тот, кто получил официальное поручение, дал согласие в письменной форме и скорректировал свой трудовой договор.
Оформление всех этих документов дает гарантии, что наставник получит за свой труд согласованную плату. Ведь по замыслу законодателя наставничество следует рассматривать как разновидность дополнительной работы, которая оплачивается с учетом гарантий, утвержденных на федеральном, региональном уровне и уровне местного самоуправления. Фактически это официальная работа, которую работник выполняет по поручению руководителя, помогая новичку освоить профессиональные навыки на рабочем месте. При этом создание системы наставничества отнюдь не обязанность работодателя – это его право.
Если же работодатель создал систему наставничества, но не оформил документы и не оплачивает его должным образом, его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафов по ст. 5.27 КоАПа: на должностных лиц – в размере 1000–5000 руб., на юридических – 30 000–50 000 руб. Поэтому организации стоит принять локальный нормативный акт, устанавливающий условия работы наставников, и правильно оформить все документы.
Как разграничить наставничество и рабочее взаимодействие
Ключевой проблемой в оформлении и оплате труда наставников может стать непонимание, где и как провести черту между повседневным профессиональным взаимодействием в рамках рабочих задач и наставничеством. Ранее,
до введения в Трудовой кодекс (ТК) новой статьи, начальники часто в течение рабочего дня пытались совмещать профессиональное взаимодействие с подчиненными с их обучением. Например, руководитель судебного департамента одной юридической фирмы уделял много внимания подготовке дела к судебному процессу. Для своих подчиненных он проводил в рабочее время тренинги и делился с ними опытом. В результате подчиненные не успевали выполнять поставленные тем же руководителем рабочие задачи в течение дня, не хотели задерживаться в офисе вечером и срывали сроки сдачи работы.