Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техникаHi-Tech

Бетонные гиганты выходят в море

Константин Ришес

Смена эпох и материалов

Не одно тысячелетие люди строят суда и корабли. Самым подходящим для этого материалом поначалу была древесина. Возможно, мысль использовать ее пришла в голову древним корабелам сразу же, как только на глаза им попался болтающийся в море невесть как там оказавшийся ствол дерева. Главное, на что нельзя было не обратить внимание, это то, что замеченный предмет не тонул в воде, и даже когда его захлестывала волна, какая-то неведомая сила выталкивала его на поверхность. С происхождением этой силы со временем помог разобраться древнегреческий мудрец Архимед, чье имя увековечено в названии силы, известной также как «выталкивающая». Теперь мы все знаем, что все объясняется просто: древесина, обладая плотностью (удельным весом), меньшей, чем у воды, непотопляема уже сама по себе, и одно только это обстоятельство уже существенно упрощало задачу кораблестроителей древности.

К тому же дефицитным этот материал в большинстве регионов Земли, как правило, не был. В различных уголках нашей планеты использовались различные (присущие данному региону) виды древесины – от популярной на севере сосны до экзотической бальзы в Южной Америке (кстати, именно из нее был построен ставший знаменитым плот Кон Тики Тура Хейердала). Строили лодки и суда из бамбука и папируса (вспомним лодки Ра того же Хейердала). В общем, использовалось все, что было способно самостоятельно держаться на воде. Однако упомянутые материалы растительного происхождения не только хорошо плавали, но и горели неплохо, а также были подвержены гниению, да и прочностью особой похвастаться не могли.

Прошли века, прежде чем на смену дереву пришли металлы. Чтобы это совершилось, людям пришлось многому научиться: находить руду, выплавлять из нее металлы – железо, медь, много позже – алюминий и титан, затем обрабатывать металл – придавать ему форму, требуемую для сборки корпусов судов. Однако все металлы тяжелее воды, поэтому изготовленные из них конструкции способны держаться на воде лишь благодаря той самой выталкивающей силе, как известно, равной весу воды, вытесняемой корпусом судна при погружении. Придаваемая корпусу пространственная форма обеспечивала судну не только его плавучесть, но и возможность нести на себе определенный полезный груз. Металлы прочны и привлекательны для судостроителей, благодаря многим своим качествам. Однако их высокий удельный вес делает металлические корпуса судов достаточно тяжелыми, снижая вес допустимой полезной нагрузки, они (за исключением титана) подвержены коррозии в морской воде, склонны к намагничиванию. Кроме того, они (за исключением титана) подвержены коррозии в воде и (в своем большинстве) склонны к намагничиванию. Позже, в XX веке, для постройки судов определенных классов (например, минных тральщиков) стали использовать различные пластмассы, а также высокопрочные композитные материалы.

Новое или хорошо забытое старое

Новым материалом в арсенале судостроителей неожиданно для многих стал бетон. Однако выяснилось, что эта «новость» не так и нова, поскольку бетон пришел в судостроение еще на рубеже XIX и XX веков. Это время можно считать, по сути, зарождением нового направления в развитии судостроения, основанного на использовании бетона и железобетона в качестве основного материала для корпусов морских и речных судов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рынок недвижимости в 2024 году: покупать или ждать? Рынок недвижимости в 2024 году: покупать или ждать?

Основные тренды рынка недвижимости

Наука и техника
Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях

Настоящие шекспировские страсти в теориях заговора вокруг литераторов

Правила жизни
История развития морских беспилотников. Часть 3 История развития морских беспилотников. Часть 3

О создании подводного беспилотника Судного дня и о других морских беспилотниках

Наука и техника
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
Заговор крупным планом Заговор крупным планом

Гид по фильмам о заговорах и их теориях

Правила жизни
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод

Что помешало поставить асинхронные двигатели на ВЛ80К в роли тяговых?

Наука и техника
Свой или чужой Свой или чужой

Как судить человека, если судьба предопределила ему две роли — жертвы и палача?

Дилетант
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Фокус Фокус

Кто убил Джона Кеннеди и почему все фигуранты по этому делу умирали?

Правила жизни
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Принципы рационального кредитного поведения Принципы рационального кредитного поведения

Практические рекомендации потенциальным заемщикам

Наука и техника
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
Пойдем копать картошку Пойдем копать картошку

Парадоксально, но не каждый умеет обращаться с уважаемым продуктом — картофелем

Bones
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
От любопытства до радикализма От любопытства до радикализма

Путь радикализации конспирологической идеи может быть пугающе коротким

Правила жизни
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила» Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила»

Решил, что покажу — повар может быть рок-звездой

Bones
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Маленькая вера Маленькая вера

Кэти Криштоп рассказала, что психология думает о конспирологии

Правила жизни
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1

Развитие торговых и политических отношений между США и Российской империей

Наука и техника
Открыть в приложении