Бетонные гиганты выходят в море

Смена эпох и материалов
Не одно тысячелетие люди строят суда и корабли. Самым подходящим для этого материалом поначалу была древесина. Возможно, мысль использовать ее пришла в голову древним корабелам сразу же, как только на глаза им попался болтающийся в море невесть как там оказавшийся ствол дерева. Главное, на что нельзя было не обратить внимание, это то, что замеченный предмет не тонул в воде, и даже когда его захлестывала волна, какая-то неведомая сила выталкивала его на поверхность. С происхождением этой силы со временем помог разобраться древнегреческий мудрец Архимед, чье имя увековечено в названии силы, известной также как «выталкивающая». Теперь мы все знаем, что все объясняется просто: древесина, обладая плотностью (удельным весом), меньшей, чем у воды, непотопляема уже сама по себе, и одно только это обстоятельство уже существенно упрощало задачу кораблестроителей древности.
К тому же дефицитным этот материал в большинстве регионов Земли, как правило, не был. В различных уголках нашей планеты использовались различные (присущие данному региону) виды древесины – от популярной на севере сосны до экзотической бальзы в Южной Америке (кстати, именно из нее был построен ставший знаменитым плот Кон Тики Тура Хейердала). Строили лодки и суда из бамбука и папируса (вспомним лодки Ра того же Хейердала). В общем, использовалось все, что было способно самостоятельно держаться на воде. Однако упомянутые материалы растительного происхождения не только хорошо плавали, но и горели неплохо, а также были подвержены гниению, да и прочностью особой похвастаться не могли.
Прошли века, прежде чем на смену дереву пришли металлы. Чтобы это совершилось, людям пришлось многому научиться: находить руду, выплавлять из нее металлы – железо, медь, много позже – алюминий и титан, затем обрабатывать металл – придавать ему форму, требуемую для сборки корпусов судов. Однако все металлы тяжелее воды, поэтому изготовленные из них конструкции способны держаться на воде лишь благодаря той самой выталкивающей силе, как известно, равной весу воды, вытесняемой корпусом судна при погружении. Придаваемая корпусу пространственная форма обеспечивала судну не только его плавучесть, но и возможность нести на себе определенный полезный груз. Металлы прочны и привлекательны для судостроителей, благодаря многим своим качествам. Однако их высокий удельный вес делает металлические корпуса судов достаточно тяжелыми, снижая вес допустимой полезной нагрузки, они (за исключением титана) подвержены коррозии в морской воде, склонны к намагничиванию. Кроме того, они (за исключением титана) подвержены коррозии в воде и (в своем большинстве) склонны к намагничиванию. Позже, в XX веке, для постройки судов определенных классов (например, минных тральщиков) стали использовать различные пластмассы, а также высокопрочные композитные материалы.
Новое или хорошо забытое старое
Новым материалом в арсенале судостроителей неожиданно для многих стал бетон. Однако выяснилось, что эта «новость» не так и нова, поскольку бетон пришел в судостроение еще на рубеже XIX и XX веков. Это время можно считать, по сути, зарождением нового направления в развитии судостроения, основанного на использовании бетона и железобетона в качестве основного материала для корпусов морских и речных судов.