Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – силаДизайн

Посредники между небом и землею

Беседовала Наталья Рожкова

Слева: Ботанический сад в Санкт-Петербурге. Справа: Ветвь оливкового дерева

Ластик, олицетворяющий возраст, предательски удаляет из памяти недавние события, а похожий на джунгли школьный кабинет биологии остается в ней, включая малейшие детали, например, цитаты, развешанные на стенах: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней – работник», «Вся Россия – наш сад». И неожиданная – совсем не из классической литературы: «Растения – посредники между небом и землею» (К. А. Тимирязев).

На моем столе сегодня – книга в красивом переплете, в оформлении которого смешались оттенки изумруда, малахита и нефрита. Название – «Природа в сакральном: растения-символы», авторы – И. Н. Воскресенский и А. И. Воскресенская, издана Российской Академией художеств в 2023 году. Слово «сакральном» компьютер почему-то подчеркивает, – естественно, зеленым цветом. Наши собеседники: Игорь Николаевич Воскресенский – заслуженный архитектор РФ, академик Российской академии художеств и Международной академии архитектуры. С 1992 года по настоящее время он – ответственный секретарь Международной ассоциации союзов архитекторов, с 2003 года – президент Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии. Автор более ста реализованных проектов в России, Азербайджане, Германии, Испании, Франции, Эквадоре.

Александра Игоревна Воскресенская – кандидат архитектуры, доцент кафедры «Ландшафтная архитектура и садово‑парковое строительство» МГТУ имени Н. Э. Баумана, лауреат премии правительства Москвы в области литературы и искусства в номинации «Архитектура и дизайн», дочь и соавтор И. Н. Воскресенского.

«Знание – сила»: Александра Игоревна, чем вызвано ваше обращение к этой теме? Как оно связано с вашей деятельностью архитектора?

Александра Воскресенская: В современных мегаполисах, крупных и малых городах, включая и исторические поселения, наблюдается тенденция к уплотнению застройки. Такая ситуация усугубляет нехватку озелененных пространств общего пользования. Зеленые зоны имеют, помимо рекреационных и экологических функций, также и функции градостроительные, социальные, экономические, историко-культурные и эстетические. Сегодня количественные и качественные показатели городского озеленения служат международным индикатором для определения соответствия городов принципам устойчивого развития.

В качестве удачного примера можно привести пешеходную эспланаду Ла Дефанс в Париже, возведенную еще в прошлом веке. И если раньше архитектурные произведения интегрировались в природную среду, как, например, известный дом над водопадом Фрэнка Райта, то сейчас элементы озеленения – неотъемлемая часть самой объемно-пространственной структуры сооружений.

При этом определяющий фактор формирования качественного общественного пространства в контексте городской среды – его природная основа. Выбор построения природной основы колеблется сегодня от готовых устоявшихся «озеленительных » решений до создания уникальных аутентичных биотопов, характерных для конкретного места, включая и исторические поселения. Так, парк «Зарядье» стал определенным этапом развития современного паркостроения России, подхода к системе озеленения общественных пространств. Вместе с тем, несмотря на заявленный авангардный подход к формированию парка, в основу его построения заложен главный консервативный принцип – он является частью общей системы озеленения городской среды. А применимы ли те приемы и методы для малых городов и исторических поселений? И что можно взять из этого опыта? При скромных материальных возможностях…

Парк «Зарядье»

Архитекторам предстоит нелегкая задача: определиться, по какому пути идти. Какова цель – продемонстрировать свое творчество в рамках международных, глобальных стандартов или пытаться сохранить аутенродную основу и ее культурную характеристику. Именно сейчас, в XXI столетии, настало время вернуться к истокам, и это не просто часто употребляемый тезис, потому что роль человека в преобразовании природы на земле становится всё более определяющей, и выбор пути его корректировки невозможен без осмысления духовности и динамики этого процесса.

Особое место во многих аспектах формирования духовной жизни народов нашей страны занимает флора. В традициях, праздниках, архитектуре, геральдике растения на протяжении тысячелетий были носителями национальной культурной основы идентичности. Хорошо известно, насколько природа, элементы растительного мира связаны с развитием общества, его философией, поэзией. «Сад – это попытка создания идеального мира человека с природой. Поэтому сад представляется как в христианском мире, так и в мусульманском, раем на земле, Эдемом», – утверждает Д. С. Лихачев в книге «Поэзия садов».

Современные российские специалисты, работающие в области формирования среды обитания, растеряв исторические традиции, мечутся между созданием садов и парков в японском, пейзажном (английском) или регулярном (французском) стиле. Вот почему работы зодчих и растениеводов справедливо подвергаются критике со стороны ряда авторитетных деятелей культуры как не отвечающие задачам, стоящим перед человечеством.

Сегодня открытые общественные пространства имеют воспитательную функцию, а значит, формируют культурное отношение к ландшафту в целом, особенно там, где сочетаются природное и рукотворное начало. Наиболее яркими представителями взаимодействия природного и рукотворного в архитектуре можно назвать культовые ансамбли, соединяющие архитектурную составляющую с природной, где последняя делится на две группы: искусственную (рукотворную) и природную.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Оман: сто миль вдоль Аравии Оман: сто миль вдоль Аравии

Почему сегодня стоит совершить круиз по Оману на яхте?

Y Magazine
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Психологический портрет: что такое сейфтизм Психологический портрет: что такое сейфтизм

Сейфтизм: что это такое и чего в нем больше — пользы или вреда?

Forbes
Счастье из воздуха Счастье из воздуха

В светской Москве новый тренд — дышать газом

Tatler
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Цезарь и Антоний Цезарь и Антоний

Великий полководец и политик Гай Юлий Цезарь погрузил Рим в гражданскую войну

Дилетант
Без обид Без обид

Почему возникает обида и как всё-таки её победить

Новый очаг
Экскурсия Экскурсия

Бери что хочешь, если достанет силы... отпустить

СНОБ
«Моя Катрин — это брошенный ребенок» «Моя Катрин — это брошенный ребенок»

Героиня Софьи Шидловской — девочка-подросток Катрин, своенравная и беззащитная

OK!
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания

У меня была бронь, но я записался добровольцем. Я мог не воевать. Но я не мог!

Коллекция. Караван историй
2 простых стратегии, чтобы улучшить отношения с коллегами 2 простых стратегии, чтобы улучшить отношения с коллегами

Как начать развивать свою социальную адаптивность в разговорах с коллегами?

Inc.
Свой или чужой Свой или чужой

Как судить человека, если судьба предопределила ему две роли — жертвы и палача?

Дилетант
Сирийский демократический терроризм Сирийский демократический терроризм

Чем чревата сдержанная политика в отношении новых властей Сирии?

Монокль
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Ошибка отца Фёдора Ошибка отца Фёдора

Знаменитый роман «12 стульев» приближается к своему вековому юбилею

Дилетант
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Как понимать картины в музее: простые советы от искусствоведа Как понимать картины в музее: простые советы от искусствоведа

Как правильно воспринимать произведения искусства?

Psychologies
Природа вещей Природа вещей

Растения всегда интересовали Нину Самохину, и она решила создать бренд

Новый очаг
Старый новый рэп Старый новый рэп

Как в рэп вернулась непоколебимая маскулинность и почему это не так плохо?

Men Today
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Редкий вид Редкий вид

Как выкупить жилье после его аренды

Деньги
Конкурс страшных рассказов: Конкурс страшных рассказов:

Рассказ о семье, смерти и пчёлах: как девочка стала королевой одной ячейки

VOICE
Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов

Пианист и композитор Риад Маммадов — о синтезе Востока и Запада в музыке

СНОБ
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Старый новый Голливуд Старый новый Голливуд

Как поколение мечтателей навсегда изменило кино

СНОБ
По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги

Какие места в Петербурге определили творчество Сергея Дягилева

СНОБ
Открыть в приложении