«Думаю, любые попытки построить безрелигиозное общество обречены»

МонокльСтиль жизни

О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…»

«Думаю, любые попытки построить безрелигиозное общество обречены. Даже эмпирически свидетельствуется, что, если у человека нет религиозных принципов, его нравственная жизнь начинает деградировать, пусть не сразу». Как работает и думает создатель Поволжской академии образования и искусств протоиерей Димитрий (Лескин)

Берт Корк

Хорошего человека должна воспитывать любая школа. Само слово «воспитание» в корне имеет то, что тебя «питает»

О чем актуальном можно поговорить со священником? За повод для разговора с тольяттинским батюшкой, протоиереем Димитрием (Лескиным) можно было бы выдать большой праздник: 12 февраля праздновали День трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, покровителей храма Поволжской академии образования и искусств (Поволжского православного института) имени святителя Алексия Московского. Но правда в том, что узнал я про этот праздник только по приезде в Тольятти. Весомым поводом для разговора могла бы стать и сама академия — это вуз, основанный отцом Димитрием, вместе с православной гимназией и несколькими храмами в городе, включая домовую церковь АвтоВАЗа. Тем более что уже в Тольятти выяснилось: гораздо важнее то, что отец Димитрий создал в городе уникальную систему непрерывного православного образования, куда кроме среднего (гимназия) и высшего (академия) входят, замыкая сплошную образовательную цепь, детский сад и средне-специальный колледж. Но в конечном счете самым важным поводом оказался разговор о том, как человек приходит к Богу и зачем вообще нужно православие нам всем, в наш высокотехнологичный век.

«Истина — не что, а Кто…»

— Отец Димитрий, скажите, хороший человек может быть атеистом?

Он наклоняется над столом, сцепляет руки в замок и выжидательно смотрит на меня.

Мы сидим в его кабинете в академии. Много солнца, резного дерева и старых книг, и каждые полчаса часто и мелодично бьют часы, напоминая о скоротечности времени.

— Мы можем допустить существование человека, хорошо образованного и воспитанного, который никогда не делает зла, делает добро, но при этом он глубоко атеистичен. Будет ли он считаться грешником? Ведь он нарушает первые две заповеди.

— История знает людей, которые были настроены атеистично, и в то же время их жизнь казалась морально безупречной. Они были бессребрениками, аскетами, беззаветно служили идее. Но мы не должны забывать о коллективной, родовой памяти, о бессознательном. Если такой праведный человек в своем личном выборе представляется атеистом, его система воспитания, его предки, окружение чаще всего были вполне религиозны. Помимо своей воли он остается носителем тех же принципов.

В той или иной форме мы все пережили это в советский период, хотя религия и тогда продолжала играть значительную роль. Валентин Распутин как-то сказал, что, если бы Великая Отечественная война случилась на двадцать-тридцать лет позже, победить нам было бы значительно тяжелее, потому что фашизм сокрушил тот русский солдат, который был воспитан еще во вполне традиционной, пронизанной христианскими токами среде, с понятиями жертвенности, солидарности, любви к ближнему. Хотя и в ущербном виде, некоторые библейские принципы были провозглашены и «Моральным кодексом строителя коммунизма». Вы упомянули о первых заповедях Декалога, где говорится о вере в Бога. В «Моральном кодексе» их, естественно, нет, и все остальное, правильное, превратилось в бутафорию…

Наше знакомство с отцом Димитрием произошло днем ранее, в православной гимназии. Если смотреть на план-карту города, ее здание напоминает два креста, сцепившихся перекладинами. Религиозного контекста в этом нет — это типовое здание советской планировки. В таких же в Тольятти до сих пор находятся детские сады, школы и даже православный колледж из той же системы непрерывного образования отца Димитрия. Гимназию от них отличает только встроенная в здание церковь. В старом здании расположились детский сад и школа — всего одновременно обучаются порядка шестисот человек.

Внутри тихо и уютно. Нет привычного для школ галдежа на переменах, дети спокойные, улыбчивые и какие-то внутренне несуетные. На стенах перед кабинетом основателя гимназии — фотографии со значимыми событиями: визит патриарха, визит президента… Приближение отца Димитрия похоже на морской прибой: издалека слышится нестройный хор детских голосов, требующих благословения и невпопад задающих кучу вопросов, хор приближается, разбивается о дверь, и в ней появляется отец Димитрий — живой, сухощавый, с неизменной благожелательной улыбкой.

Дмитрий Лескин родился в интеллигентной семье врачей, занимавших важное место в тольяттинском обществе: отец, Антон Степанович, основатель хирургической школы Тольятти; мама, Галина Павловна, стояла у истоков гастроэнтерологической службы. Детство прошло среди живых концертов классической музыки и чтения. Антон Степанович настаивал на глубоком изучении литературы и говорил: «Если ты Пушкина читаешь, прочитай все десятитомное собрание, если Лермонтова — все четыре тома».

— Медицина считается довольно циничной профессией, а детство ваше проходило в безбожной советской реальности. Как вы в таких неблагоприятных условиях пришли к Богу?

— В 1990 году, в возрасте тринадцати лет, я принимал участие во Всероссийском литературном конкурсе, посвященном 175-летию восстания декабристов. Пять человек от Самарской, тогда Куйбышевской еще, области поехали в Иркутск, место ссылки многих декабристов. Я тогда познакомился с большим числом ребят со всей страны, у которых интересы были во многом схожими с моими, то есть они были увлечены историей, литературой, писали стихи. Я ехал в поезде с Сергеем, юношей-поэтом. Он и посоветовал мне прочитать Новый Завет. Дома была эта книга — маме кто-то из пациентов подарил. Но мне особо неинтересно было. То, что я слышал о Евангелии, в тот момент мне казалось достаточно далеким. Тогда я еще не понимал, что русская литература, да и вся культура без христианства — как замок без ключа, без него ты просто мало что поймешь.

И тут потрясение природой Сибири, Байкалом, Ангарой, общение с замечательными ребятами, рекомендация поэта Сергея привели к тому, что, вернувшись в таком воодушевлении, я открыл впервые Новый Завет. И это на меня произвело потрясающие впечатление. Нагорная проповедь, притчи, чудеса, пролог Евангелия от Иоанна и, главное, сам Христос… Произошли какие-то сильные внутренние изменения, можно сказать, совершилась встреча. Мне захотелось знать о христианстве больше, а главное — жить этим. Выпускные классы прошли под эгидой этого открытия.

Я начал читать творения святых отцов, которые тогда стали более или менее доступны. Помню, какой большой проблемой оказалось приобретение Библии. В результате мне привезли ее из какого-то протестантского книжного магазина Самары, напечатанную на папиросной бумаге. Жития святых выходили на очень дешевой газетной бумаге, в мягких обложках. Уже в десятом классе я стал готовиться к поступлению на философский факультет Московского университета, мне хотелось изучать в первую очередь русскую религиозную философию. Тогда впервые я познакомился с творчеством Бердяева, Булгакова, Флоренского, Розанова, Ильина.

Проект здания гимназии разработал Марк Демидовцев (с указкой) — бывший главный дизайнер ОАО «АвтоВАЗ». Проект был представлен Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II во время его визита в Тольятти 14 февраля 1999 года

И крестился я в сознательном возрасте, в четырнадцать лет, в Севастополе. Я был пионером, награжденным путевкой в «Артек», а чуть позже директор артековского лагеря «Лесной» пригласил меня поработать помощником вожатого. «Артек» — это целая система со своей программой подготовки кадров, вожатых и педагогов. Получилось так, что мы участвовали в одной из первых международных смен, посвященной теме милосердия. Однажды нас повезли на экскурсию в Севастополь, в том числе мы посетили мемориальное братское кладбище и Никольскую церковь, где первоначально были похоронены Корнилов, Нахимов, Тотлебен, другие герои Крымской войны. Это место меня тоже поразило, и в какой-то момент, когда отслужили молебен, священник задал вопрос: «Есть ли среди вас некрещеные? Хотите ли креститься прямо сейчас?» Представляете: стоит несколько сотен пионеров, и он это говорит! Несколько человек, включая меня, выразили желание. Мы боялись, что после этого у нас могут возникнуть проблемы, 1991 год на дворе. Но нас даже поздравили с принятием крещения по артековскому радио. Таковы были мои первые шаги на пути воцерковления.

— Вам не кажется, что это все-таки вопрос предназначения или предопределения?

— Знаете, слово «предопределение» имеет разные коннотации в различных религиозных и философских традициях. С точки зрения православного богословия нет предопределения как четкой заданности — так, например, исповедует кальвинизм. Но мы смело можем говорить о Промысле Божием, о том, что о каждом человеке у Бога есть своя задумка. И она уникальна, абсолютно неповторима. Каждый человек нужен, каждому человеку ткется определенная жизненная ниточка. Русская пословица замечает: «по имени и житие». Часто и сейчас говорю: самое большое счастье на Земле — это когда ты смог отозваться на Божий зов и пойти за Ним.

— Детское увлечение — это не всегда то, что становится делом всей жизни. Когда вы начали обучение, вы быстро пришли к пониманию правильности выбранного пути?

— Это правильный вопрос, потому что, действительно, одно дело испытать эмоциональный восторг, другое — начать интересоваться, читать книги, слушать какие-то лекции, посещать встречи, благо тогда это стало возможным. И третье — получать систематическое богословское образование и задуматься о пастырстве, священстве. На пятом курсе философского факультета МГУ я принял священный сан. Был рукоположен архиепископом (ныне митрополитом) Сергием и на какое-то время даже стал самым молодым священником Самарской епархии, в двадцать один год. Мы говорили сейчас о промысле. Приехав в Москву, я поступил на философский факультет, а через год начал получать богословское образование в Свято-Тихоновском богословском институте. У него не было тогда своих помещений, и занятия велись вечером в аудиториях МГУ. То есть мне даже уходить не надо было.

Бог действует через людей. Мне очень повезло: на жизненном пути мне встречались многие замечательные люди — профессора, священнослужители. Самое сильное впечатление на меня произвело знакомство с протоиереем Борисом Старком. Отучившись всего пару недель, я поехал к нему в Ярославль. Первая встреча с этим восьмидесятидвухлетним старцем стала ключевым духовным событием в моей жизни. Поразил его образ, поразило общение, его матушка — в девятнадцать лет они поженились и прожили душа в душу шестьдесят шесть лет. Именно отец Борис первым мне сказал, что видит во мне будущего священнослужителя, хотя не дожил года до этого момента. Но на брак нас с супругой Юлией благословил и венчал нас, и это было последнее таинство венчания, в котором он принимал участие. Нам было тоже по девятнадцать, и он сказал, что хотел бы, чтобы мы повторили судьбу его и матушки.

— Вы уверились в том, что идете правильным путем? Я понимаю, что это сложный вопрос, но мне хотелось бы это понять. Давало ли обучение ответ на ваши вопросы, почему мир устроен так, а не иначе, как правильно, а как неправильно, и что такое добро и что такое зло?

— Конечно да. Вопросов всегда было много, и очень хотелось выстроить картину мира, созвучную твоему внутреннему запросу. Хотелось докопаться до истины. Я очень быстро понял, что истина — это не что, а Кто. Истина не набор каких-то аксиом, принципов и постулатов, может быть правильных, но в своей прекрасной недоступности способных оказаться совершенно бездейственными. В Евангелии Пилат задает вопрос Христу: «Что есть истина?» А Истина стоит перед ним, это Личность, это Бог, ставший человеком.

«Храмы не в бревнах, а в ребрах»

К моменту возвращения отца Димитрия в Тольятти ситуация с храмами была невеселая: в 700-тысячном городе их практически не было. Дело даже не в «богоборчестве» советского периода, для этого были исторические предпосылки. Основателем города считается Василий Никитич Татищев, «птенец гнезда Петрова». При императрице Анне Иоанновне, будучи оренбургским генерал-губернатором, он основал крепость для крещеных и желающих перейти к оседлости калмыков. Он предложил назвать ее Епифания, по-гречески — «просвещение». Но императрица выбрала название Ставрополь, Город Святого Креста.

Второе рождение города произошло уже в советские годы, когда здесь была построена Волжская ГЭС. Старый город оказался на дне рукотворного моря. Сохранилось только пять процентов зданий, несколько сотен домов перенесли, а вместо старой величественной церкви разрешили поставить избу, молитвенный дом. А третье рождение — это АвтоВАЗ, конец 1960-х, когда объявили всесоюзную стройку и город из нескольких десятков тысяч человек разросся до 700 тысяч. И один молитвенный дом. Он со временем разросся, его разрешили обложить кирпичом, поставить купол и колокольню. Но на этом присутствие православия в огромном городе заканчивалось. Когда рухнул Советский Союз, сюда устремились сектанты всех мастей, всевозможные нетрадиционные религиозные движения, представители других христианских конфессий. Религиозный запрос у людей был огромен.

— Вы построили в городе несколько храмов. А как это начиналось?

— Первый храм, настоятелем которого я стал, — домовая церковь АвтоВАЗа, в честь архангела Михаила. Она находится прямо на территории завода. В 1997 году благая мысль пришла в голову главного дизайнера АвтоВАЗа, который помогал нам потом строить гимназию, Марку Васильевичу Демидовцеву. Был построен небольшой храм, а служить особенно некому. В огромном городе всего десять священников. Наша гимназия тогда делала первые шаги, а своего храма не было. Так по благословению митрополита Сергия я стал настоятелем заводской церкви. С той поры АвтоВАЗ является главным попечителем нашей гимназии и всей системы непрерывного образования.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трудный зимний «хлеб» Трудный зимний «хлеб»

«Крадусь, следуя цепочкам следов диких коз...»

Наука и жизнь
Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Золото уходит в слитки Золото уходит в слитки

Мировая нестабильность обеспечила металл высоким спросом частников

Деньги
Отойдите, пожалуйста Отойдите, пожалуйста

Восемь типов людей, которым не стоит сочувствовать

Лиза
Не просто ритуал: зачем бильярдный кий натирают мелом Не просто ритуал: зачем бильярдный кий натирают мелом

Какой прок от мела в бильярде?

ТехИнсайдер
10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии 10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии

Какие мифы об уходе за ногтями являются самыми живучими

VOICE
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц

Инженеры создали маску, способную изменять форму лица и цвет кожи

N+1
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
Хроническая усталость у женщин: 10 самых частых вопросов и ответы врача Хроническая усталость у женщин: 10 самых частых вопросов и ответы врача

Постоянно ощущаете себя «не в ресурсе»?

Psychologies
Без обид Без обид

Почему возникает обида и как всё-таки её победить

Новый очаг
«Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе «Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе

Елена Миськова о двойных стандартах, идеалах и способах противостоять абьюзу

СНОБ
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
«Моя Катрин — это брошенный ребенок» «Моя Катрин — это брошенный ребенок»

Героиня Софьи Шидловской — девочка-подросток Катрин, своенравная и беззащитная

OK!
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
«Ангел Божий на землю спустился...» «Ангел Божий на землю спустился...»

Ирэн Юсупова — легенда своего времени, которую считали чуть ли не нимфой

Караван историй
Принципы рационального кредитного поведения Принципы рационального кредитного поведения

Практические рекомендации потенциальным заемщикам

Наука и техника
Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть» Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть»

Что предшествовало судебной реформе 1864 года

СНОБ
Андрей Синявский Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский — фантаст, философ и филолог

Дилетант
Геолокация резидента Геолокация резидента

Зачем власти обновляют порядок актуализации информации о налоговом резидентстве

Ведомости
Удачное преображение Удачное преображение

В этой даче гармонично переплелись винтаж, панорамное остекление и русский стиль

Идеи Вашего Дома
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки 8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки

Эти ошибки при мытье посуды влияют непосредственно на ваше здоровье!

ТехИнсайдер
Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется

Жестокость и злость — стороны одной медали или все-таки разных?

Psychologies
Мягкая сила Мягкая сила

Идеальный диван в гостиную: как выбрать, куда поставить

Лиза
Топ-5 самых неочевидных способов обмана при продаже авто Топ-5 самых неочевидных способов обмана при продаже авто

На что стоит обращать внимание неопытным водителям при покупке авто?

Maxim
Кавказские бородачи Кавказские бородачи

Одна из визитных карточек Кавказа — орлы или грифы. Но разве только они?!

Наука и жизнь
Открыть в приложении