В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио

СНОБИстория

Дом радио в поисках новой волны

В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио — здания, которое задумывалось как элитарный клуб, но использовалось совсем иначе. В годы Первой мировой здесь находился лазарет, в Великую Отечественную — Ленинградское радио. Теперь же Дом должен стать резиденцией оркестра дирижера Теодора Курентзиса и полноценной культурной площадкой.

Удивительно, но о Доме Радио до сих пор написано немного. Одним из наиболее полных источников информации остается книга известного радиожурналиста Льва Мархасёва «Белки в колесе. Записки из Дома радио». В том, что касается прошлого, этот текст во многом опирается на книгу и статьи журналиста. О будущем Дома Радио рассказывает Дарья Филиппова, управляющий директор — старший вице-президент банка ВТБ, который проводит реставрацию здания.

Не благородное собрание

Фактически история здания, известного сейчас как Дом Радио, началась в 1912 году. Именно тогда его начали строить на углу Екатерининской и Ильинской улиц для Благородного собрания — игорного клуба, основанного еще в 1858-м, но долгое время не имевшего собственного помещения. О необходимости «своего угла» члены собрания заговорили в начале XX века, когда состав его участников заметно расширился: если раньше в клуб принимали только дворян, то теперь — и военных, и купцов, и артистов.

Архитектурные решения для здания разработали братья Василий, Владимир и Георгий Косяковы. Арочные окна, отделанное мрамором фойе и панно «Диана на охоте» на потолке — их֪идеи. Современникам они, по֪всей видимости, нравились: здание в стиле неоклассицизма еще не֪было достроено, а газета «Зодчий» уже писала, что в нем соединились «благородство, целесообразность и изящная простота». В 1914 году, когда реализация проекта приближалась к финалу, началась Первая мировая война. Тогда на фасаде здания появилась надпись «Дом Петроградского благородного собрания» (город был переименован). Впрочем, собраться в нем игорный клуб так и не успел.

6 декабря 1914 года в здании начал работать лазарет японского отряда Красного Креста. Судя по материалам «Вестника Красного Креста» за тот год, лечением тяжелораненых здесь занимались четыре врача, семь сестер милосердия и два фармацевта из Японии. Им помогали российские коллеги.

Госпиталь занимал практически весь дом, кроме части второго этажа, где в 1915 году появилась временная православная церковь святого Николая Чудотворца. Ее настоятелем был отец Павел (Акира Морита), приехавший с врачами из Токио. Японские доктора проработали в лазарете до весны 1916-го, российские оставались в нем до конца 1917 года.

Эпоха пролеткульта

После октябрьской революции здание отдали петроградскому Пролеткульту — организации пролетарской самодеятельности, которая называла своими целями разрушение старой культурной парадигмы и создание новой. Участник Пролеткульта, режиссер Александр Мгебров вспоминал, что помещения тогда были «завалены массами каких-то военных бумаг, папками и делами». При этом сама архитектура здания, писал он, располагала к тому, чтобы «именно здесь создать дворец новой человеческой культуры». Дом быстро ожил: здесь выставлялись художники, члены организации пели революционные песни. В 1918 году появился театр. Правда, спектакли (ставил их как раз Мгебров) в основном представляли собой декламацию стихотворений пролетарских поэтов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
Из чего выгоднее всего делать самогон? Из чего выгоднее всего делать самогон?

Разбираем экономику домашней дистилляции

Maxim
Искусственный отбор Искусственный отбор

Россия — не просто наблюдатель, а один из активных участников ИИ-революции

СНОБ
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Жила-была Жила-была

Удивительная история о ремесле, таланте, упрямстве и любви

Новый очаг
14 610 дней молодости 14 610 дней молодости

Как быть счастливым, здоровым и успешным в любом возрасте

Men Today
Базовый элемент Базовый элемент

История Джо Ди Маджо – легендарного игрока «Янкиз»

Ведомости
За свободу Ирландии! За свободу Ирландии!

Событие, благодаря которому яхта Asgard стала знаменитой на весь мир

Y Magazine
Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую» Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую»

Елизавета Боярская, ее любовь к театральной сцене и будущее искусства в России

СНОБ
Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется

Жестокость и злость — стороны одной медали или все-таки разных?

Psychologies
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Видимо-невидимо Видимо-невидимо

Какие из «нельзя» о родинках правда, а какие — домыслы?

Новый очаг
Кладовая солнца Кладовая солнца

7 способов сделать темную квартиру светлее

Лиза
Пора сажать Пора сажать

Даже если на земле еще лежит снег, пора подумать о посадках

Добрые советы
К торговым войнам приготовиться К торговым войнам приготовиться

Как взаимные заградительные пошлины США и Китая отразятся на мировых рынках

Монокль
Здоровье в наследство Здоровье в наследство

Генетический скрининг супругов поможет избежать риска родить больного ребенка

Ведомости
Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

Ведомости
Порхать как бабочка Порхать как бабочка

История боксерского поединка на вершине воздушного шара

Men Today
Когда пушки человеческих эмоций молчат Когда пушки человеческих эмоций молчат

Как выглядел бы мир, если бы все сомнительное объяснялось бы безумием

Правила жизни
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Вместе с семьёй Вместе с семьёй

Этот дом можно назвать воплощением мечты любого горожанина

Идеи Вашего Дома
Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету

Женщины фактически сравнялись с мужчинами на рынке франчайзинга

Forbes
Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть» Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть»

Что предшествовало судебной реформе 1864 года

СНОБ
Как понимать картины в музее: простые советы от искусствоведа Как понимать картины в музее: простые советы от искусствоведа

Как правильно воспринимать произведения искусства?

Psychologies
Замок Цецилиенхоф Замок Цецилиенхоф

Построенный в начале ХХ столетия Цецилиенхоф напоминает дворец Коттедж Петергофа

Дилетант
«Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…» «Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…»

Возрождение шмелиных семей происходит весной

Наука и жизнь
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Открыть в приложении