Не за что судить
1970-е годы — расцвет советского «рюкзачного» туризма. Страна строила коммунизм, а его идеалы — коллективизм и неприхотливость в быту — прекрасно сочетались с романтикой отправлявшихся «за туманом и за запахом тайги». Увы, не все оттуда возвращались…

Трагические происшествия в туризме происходили и, увы, будут происходить с тех пор и до тех пор, пока существует это замечательное хобби. Даже самый опытный турист не всегда может просчитать возможные негативные последствия того или иного решения или предусмотреть резкое изменение ситуации (скажем, погодной). Туристский мартиролог содержит имена и начинающих «значкистов» (как называли обладателей значков «Турист СССР» и «Альпинист СССР», дававшихся за получение начального походного опыта), и заслуженных мастеров спорта, победителей чемпионата страны. Слова из песни Высоцкого: «Так лучше, чем от водки иль от простуд», — слабое утешение родным и близким.
С кем пойти в поход?
Туристические походы в СССР делились на самодеятельные и организованные, они же «плановые». В первом случае тургруппы формировались в клубах и секциях при предприятиях и учреждениях, вузах и школах. Их руководители, имевшие достаточный подтверждённый опыт, разрабатывали маршруты будущих путешествий и утверждали их в маршрутно-квалификационных комиссиях (МКК). Затем они регистрировались в Контрольно-спасательной службе (КСС) того района, куда отправлялись в поход, а по завершении отчитывались в МКК и получали справки о зачёте проведённого мероприятия (тот самый «опыт», смотри выше). Все походы делились по видам туризма (пеший, горный, водный и тому подобные) и категориям сложности — от «БэКа» («бескатегорийный») до VI, самой высокой, которая была по плечу только туристам высокой квалификации.
Для тех, кто не любил лишних сложностей или просто ещё не решил вопрос о своём отношении к рюкзаку за спиной, существовали плановые маршруты. Они представляли собой возможность «туризма под ключ», как мы сказали бы сегодня. От выбравшего такой путь требовалось прикинуть свои силы и обзавестись путёвкой. Её можно было купить за полную стоимость (50– 80 рублей на две недели, в зависимости от региона путешествия) или получить через профсоюз со значительной скидкой, а в некоторых случаях и бесплатно. Последнее, что делал такой человек самостоятельно, — прибывал на турбазу или даже на ближайшую к ней железнодорожную станцию.
Всё остальное брали на себя организаторы. Детали могли отличаться, но в целом всё обычно выглядело так, как в начале сентября 1975 года в случае с 93-й группой на легендарной «тридцатке» — всесоюзном маршруте № 30. Он пролегал по живописнейшим местам Краснодарского края и Адыгейской автономной области. Его особенность заключалась в том, что, будучи технически и физически несложным, он позволял пройти по нескольким природным поясам — от низинного до зоны альпийских лугов и даже нижнего края ледников доминирующей вершины этого района, горы Фишт. Старт на турбазе, четыре ночлега в полевых условиях на приютах и — заслуженная награда: ещё пять суток отдыха на турбазе в районе Дагомыса, одного из самых популярных советских курортов. Бюджетно, спортивно, насыщенно — красоты природы, новые знакомства, та самая романтика. В подобных группах всегда было немало интеллигенции — медработники, педагоги, инженеры, библиотекари…

Несчастливый номер 93
Сначала туристы прибыли на турбазу «Горная» в Хаджохской теснине (участок ущелья реки Белой), где в течение пяти дней под руководством опытного инструктора Алексея Агеева и двух его помощников — студентов Донецкого сельхозинститута Ольги Ковалёвой и Алексея Сафонова — проходили «курс молодого бойца»: знакомились с правилами техники безопасности, учились укладывать рюкзаки, ставить палатки. Иными словами, приобретали полезные навыки. Помимо этого, ходили в однодневные тренировочные походы к местным достопримечательностям и «сколачивались»: пели по вечерам у костра, устраивали всякие конкурсы, знакомились-присматривались.