Какие существуют альтернативы традиционному дизельному топливу для яхт?

Y MagazineHi-Tech

Чистые помыслы

Мы продолжаем помогать читателям разбираться в реалиях «зеленого» движения внутри современного яхтенного мира. На этот раз изучаем альтернативы традиционному дизельному топливу.

Текст: Тимофей Вяземский

Несмотря на то, что давно подсчитано: мировой флот яхт повинен в выпуске в воздух лишь 3% вредных парниковых газов, — прогрессивное яхтенное сообщество считает делом чести и вкладом в будущее мировой экологической обстановки обращение к альтернативным видам топлива.

Сегодня яхтенный мир уже использует или тестирует, в зависимости от верфи, три вида альтернативного топлива: полученное из растительного сырья, биометанол и водород. Каждое из них пока дороже традиционного дизеля, два последних требуют еще и установки на яхты двигателей совершенно иной «породы». Для работы на топливе, полученном из растительного сырья (или его смеси с традиционным топливом) замена двигателей не требуется, но за ними необходим другой уход.

Пока лишь несколько крупных верфей имеют активную позицию в отношении использования топлива нового поколения. Feadship, например, стала первой, где построили суперъяхту, полностью приспособленную под HVO (топливо из гидроочищенного растительного масла). Это Obsidian, которую спустили на воду в 2023 году. Стоит отметить, что после передачи Obsidian владельцу все спущенные Feadship яхты строились и строятся с возможностью ходить на биотопливе, однако применение традиционного дизеля для работы гибридной двигательной установки никто не исключает. Все‑таки суперъяхты Feadship способны ходить по морям практически без ограничений, а HVO доступно пока не везде. Немецкая верфь Lürssen исследовала потенциал топливных элементов, работающих на метаноле, и в 2026 году должна передать владельцу свою первую яхту, использующую биометанол. Сейчас она известна под проектным именем Cosmos.

114-метровая яхта Lürssen, пока известная под проектным именем Cosmos, станет первой для верфи, оснащенной топливными элементами, работающими на метаноле

Итальянская Sanlorenzo верит в силу реформера метанола, позволяющего хранить на борту запасы этого топлива и вырабатывать из него более энергоэффективный водород, который сам по себе хранить на борту яхты гораздо сложнее, чем метанол. Сейчас на верфи достраивают 50‑метровую яхту, оснащенную реформером метанола, однако оговариваются, что водородные топливные элементы будут обеспечивать ее пока только в так называемом режиме отеля, то есть на якоре, питая кондиционеры, насосы, бойлеры и прочие энергозатратные бытовые приборы. Это вовсе не мало, если учесть, сколько времени яхты проводят на стоянке.

Верфь Sanlorenzo и ее президент Массимо Перотти (второй слева) активно продвигают установку реформера метанола на суперъяхты

Что касается водородного топлива, использования которого в чистом виде избегает Sanlorenzo, тут пальма первенства, опять же, принадлежит Feadship. В мае 2024 года верфь покинула 119‑метровая яхта, крещенная именем Breakthrough. И это первая в мире суперъяхта, оснащенная водородными топливными элементами. Непростой вопрос хранения водорода на борту на верфи решили, заморозив его до –253 ºС. Сам по себе водород очень легкий: один кубический метр весит 70 кг против 800 кг веса аналогичного объема HVO. Но требования безопасности к системе хранения газа на борту яхты очень строги: необходима криогенная камера с двойными стенками, установленная в специально отведенное под нее помещение. Так получается, что места для хранения должного запаса водорода на борту требуется в 9–10 раз больше, чем для топливных баков, содержащих аналогичный по эффективности запас дизеля.

Объемы производства HVO в мире за последнее десятилетие выросли вчетверо — до 12 млн тонн в год (Statista)

Feadship Breakthtough (119 м) — первая яхта, оснащенная водородными топливными элементами

Не отстают в попытках создать новые типы морских двигателей и «сухопутные» компании. Например, ABB и Ballard Power Systems (Канада) прикладывают много усилий к разработке двигателей на топливных элементах для морского транспорта и заметно преуспели в этом. Еще в 2022 году в Хьюстоне, штат Техас, они успешно провели беспрецедентные на тот момент испытания полномасштабной системы топливных элементов мощностью 3 МВт на борту судна. Компания ABB предоставила систему управления энергией и пропульсии, а Ballard — топливные элементы. Результаты испытаний подтвердили высокую производительность и эффективность системы, что открывает путь к коммерциализации судов с нулевым уровнем выбросов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Битва за каждую яхту Битва за каждую яхту

Кирилл Шабалов о том, что происходит на российском брокеражном рынке

Y Magazine
В разряде достаточно рентабельных В разряде достаточно рентабельных

Сокращение урожайности снизило доходность сахарной свеклы

Агроинвестор
Под контролем алгоритмов Под контролем алгоритмов

Как улучшить спутниковую связь и интернет

Санкт-Петербургский университет
Курс на технологическую независимость Курс на технологическую независимость

В этом году стартовал новый нацпроект в АПК

Агроинвестор
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
Всем — компартменты Всем — компартменты

Понятие зоосанитарного статуса будет введено для каждого вида сельхозживотных

Агроинвестор
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Саша плюс Таша Саша плюс Таша

Брак Первого Поэта и Первой Красавицы начали обсуждать задолго до венчания

Дилетант
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Беби-бум в каждый дом Беби-бум в каждый дом

Какие проблемы поможет решить нацпроект «Семья»

Ведомости
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Семейные ценности Семейные ценности

«Тюдоры»: хорошая интрига важнее историчности, а легенды сильнее реальности

Дилетант
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Приключения генерала Зорича Приключения генерала Зорича

Генерал Семен Зорич: «хороший человек, что творил плохие дела»

Знание – сила
Шеф — поставщик: здесь и сейчас Шеф — поставщик: здесь и сейчас

Как в разных регионах находят необычные продукты и превращают в уникальные блюда

Bones
Лучший производитель великих дел Лучший производитель великих дел

Бурхард Кристоф Миних был настоящим русским патриотом и храбрым воякой

Дилетант
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Агрострахование на подъеме Агрострахование на подъеме

Площадь застрахованных площадей увеличилась более чем на треть

Агроинвестор
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Заговор крупным планом Заговор крупным планом

Гид по фильмам о заговорах и их теориях

Правила жизни
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Открыть в приложении