«Суперапп» национального масштаба
В России приступили к созданию национального мессенджера. Вероятный путь его развития — использование принципа «суперприложения», когда в одной программной оболочке собирается множество разных цифровых сервисов

Давно витающая в воздухе идея создания российского национального мессенджера стала обретать реальные черты. В Госдуму внесен законопроект о создании цифровой платформы, которая на бюрократическом языке получила название «Многофункциональный сервис обмена информацией» (МСОИ). Депутаты уже начали приводить в соответствие с новацией законодательную базу, предлагая поправки в Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другие документы.
Цель этой работы — предложить широкому кругу пользователей безопасную и удобную цифровую платформу для коммуникаций. «Создание национального многофункционального сервиса, а по сути, новой, уникальной экосистемы, которая обеспечит новые и все возрастающие потребности россиян, закрывает последнюю брешь в нашей цифровой безопасности. Оно призвано конкурентно вытеснить использование небезопасных иностранных мессенджеров в пользу более современного, функционального, отечественного», — сообщает в своем телеграм-канале один из инициаторов закона Сергей Боярский, глава комитета Госдумы по информационной политике.
По мнению законодателей, помимо высокой степени безопасности, новый сервис должен предлагать множество разнообразных функций. В частности, с его помощью россияне смогут получать особый цифровой идентификационный документ, статус которого будет подтвержден на законодательном уровне. «Сервис позволит не использовать бумажные документы, а удостоверять личность при помощи цифрового ID. Как виртуальные дисконтные карты, к которым мы все привыкли. Цифровой ID на первом этапе позволит идентифицировать вас при заселении в гостиницы или предъявлять его при покупках для подтверждения возраста. Убежден, что в будущем это коснется и других документов: диплома об образовании, водительского удостоверения, полиса ОМС», — обещает Сергей Боярский.
«Появление единой платформы — это еще один шаг на пути к полноценному цифровому суверенитету. Подлинно независимые государства не должны позволять доминировать на своем рынке платформам с иностранным контролем», — заявляет другой инициатор законопроекта, депутат Антон Горелкин. По его мнению, главным преимуществом новой цифровой платформы станет «бескомпромиссная борьба с анонимностью». «Именно анонимность развязывает руки преступникам, способствует реализации многообразных мошеннических схем, — уверяет депутат. — При этом мы видим, что иностранные сервисы в борьбе с ними не заинтересованы, комфорт и безопасность российских пользователей у них не в приоритете. По-настоящему безопасную платформу, кроме нас самих, никто не сделает».
Напиши мне, напиши
Незаметно и стремительно мессенджеры во всем мире превратились в основной способ онлайн-коммуникации. Статистика свидетельствует, что рядовые пользователи все реже общаются с помощью голосовых звонков и электронной почты, предпочитая использовать сервисы для мгновенного обмена сообщениями. С их помощью люди поздравляют друг друга с праздниками, объясняются в любви, информируют о рождении детей, ругаются и мирятся в школьных и соседских чатах, а на работе, как продемонстрировал недавний заокеанский скандал, обсуждают не только рутинные задачи, но и важные государственные вопросы, в том числе как и когда бомбить недружественную страну.
Подсчитано, что современный человек отправляет в среднем 60 сообщений в день. И аудитория сервисов быстрых сообщений продолжает расти — в интернет-пространстве по популярности они теперь уступают только соцсетям и видеохостингам. По данным аналитической компании Semruch, глобальная аудитория самого популярного в мире мессенджера WhatsApp сейчас составляет 2 млрд активных пользователей в месяц (для сравнения: соцсеть Facebook и видеохостинг YouTube (запрещены и ограничены в России) имеют 3 и 2,5 млрд пользователей соответственно). Второе место в списке занимает китайский WeChat (1,34 млрд), третье — Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Messenger (1,01 млрд). Далее идут такие сервисы, как Telegram (900 млн), американский Snapchat (800 млн), китайский QQ (554 млн), американский Discord (200 млн, см. график 1).
* Деятельность компании Meta platforms inc. Facebook, Instagram на территории России запрещена.
В России доминирующие позиции продолжают занимать мессенджеры из недружественных стран. Последние данные говорят о том, что американский WhatsApp стал лидером среди интернетресурсов страны в целом. По информации Mediascope, в апреле 2025 года месячная аудитория сервиса составила 97,4 млн человек, или 79% всех интернетпользователей в стране, — больше, чем даже у соцсети «ВКонтакте» (93,8 млн, охват 76%). На третьей строчке в общем зачете оказался Telegram, который с месячной аудиторией 90,5 млн человек и охватом 73% обогнал такие интернетресурсы, как Google и «Яндекс», Сбербанк, YouTube, Wildberries, Ozon и «Дзен» (см. график 2).
Регулятора не может не тревожить столь значимая роль мессенджеров WhatsApp и Telegram. Созданный в 2009 году выходцем из Украины