Фэшн-нимфа и филолог Ксюша Прихотько шутит про интеллигентность и раздает стиль

Собака.ruМода

Ксюша Прихотько

Ксюша Прихотько — новая петербургская фэшн-нимфа и филолог-комедиант. Она записывает великие скетчи, в которых объясняет сексистам сексизм, лукистам лукизм, а нормисам неочевидное на каноническом петербургском (читай: языком Пушкина, Толстого и Достоевского!).

Текст Юлия Машнич. Фото Кристина Рожкова

на Ксении: платье Алина Зайвая, кольца Sjew. На Илье: пиджак Mademan, шляпа Karina Krapiva

Прихотько прокачивает городской миф и лихо раскладывает горожан на типажи (вам Аркашу или Игорька?), возводит архетипическую петербурженку (от пушкинской альтушки-мечтательницы до рейв-маскарадницы!) на постамент Адмиралтейства (вместо кораблика!) и умеет шутить про интеллигибельность и семиосферу.

Поговорили с Ксюшей про ред-флаговые отношения, библиотечные столовки, холодный эротизм и выяснили, как девы с филфака умеют раздавать стиль и препарировать стилистику Довлатова. Более того, устроили свидание века: Ксюша (Татьяна) Прихотько встречает своего Илью (Евгения) Куруча. Как итог: сверкающее вау, бисквит для ваших нейронов и наш любимый стритстайл-комик Куруч вступил в коллаборацию с Прихотько, и это рандеву в «Астории» уже залетело на миллион просмотров. Спойлер: рассчитывайте на неизъяснимую отраду, предвкушайте темное блаженство и ждите грехопадение века!

Важно! Наш любимый женский городской архетип порвал подиум: наблюдаем все подвиды петербурженок в новых коллекциях верховных брендов! Anrealage. Bora Aksu

Нет, это не Гумилев!

Язык твоих скетчей и их главный прием: русский литературный канон встречает зумерский стритсловарь. Перепрошиваем школьную программу по скетчам Ксюши Прихотько: здесь вам и реинкарнация каренинского сюжета, и Бродский-дэдди, и ситуативное перевоплощение в семипудовую купчиху. Но все это было бы слишком просто, если б ты туда не подмешивала, например, дионисийский смрад и конгруэнтные семиосферы!

Для меня, как для исследователя самой себя, все это довольно простой ход, но работающий. Я не считаю себя сложной, потому что багаж литературных отсылок довольно простой. Пушкин — база. За ним Достоевский, Толстой, Тургенев. Но то, что звучит «семиосфера» или «конгруэнтный», — это тоже часть меня, иногда я не умею объяснять что-то просто, я быстрее вспоминаю слово, которое читала в книжках, чем то, что слышала от людей. Когда ты говоришь человеку «интеллигибельный», обычно возникают вопросы, а для тебя это вообще не вопрос, тебе это конгруэнтно!

Ты разгоняешь петербургские стереотипы, будучи человеком из Владивостока. Помогает ли сторонний взгляд?

Да, я родилась во Владивостоке и там окончила школу. У меня папа по образованию филолог. У нас огромная библиотека: полные собрания сочинений всех, от Державина до Довлатова. Папа угрожает прислать мне все это в качестве приданого, если я выйду замуж. Завидная невеста: столько мертвых душ!

Я приносила книжки в детский сад, и все со мной дружили. Иногда думаю, что вдруг мне нравились не сами книжки, а то, что таким образом можно находить людей? Тем не менее в детстве меня родители звали филологом. И когда я пошла в школу, нас спрашивали: кем ты будешь? Все такие: пожарный, балерина, то есть красивые, романтичные профессии. А Ксюша кем будет? А Ксюша будет филолог.

Возвращаясь к вопросу про сторонний взгляд — давайте начнем с базы. Пушкин, Достоевский, все культовые петербургские чуваки родились не здесь, но с городом ассоциируются очень прочно. Еще если посмотреть на всех важных городских персонажей, то это, как правило, будет культурно одаренный человек с мрачной стороной. Потому что суть петербургского мифа в том, что это город суперкультурный, но еще и супермаргинальный. И фигуры, которые здесь становятся городскими достопримечательностями, они тоже обычно контрастные.

Ты тоже контрастная: филолог-комик. Как так вышло?

Вообще я довлатовед, я так решила еще в школе. Мне кажется, это было что-то вроде бунта против высокой культуры, в которой я воспитывалась. Я много читала, ездила на олимпиады по литературе. Меня без иронии называли тургеневской барышней. И на одной из олимпиад мне попался рассказ Довлатова «Жизнь коротка». Возможно, самый сильный его текст. Так начался наш с ним роман. Кисейная барышня встретила своего алкоголика, типичная петербургская история. На тех же олимпиадах познакомилась со своим будущим научным руководителем Игорем Николаевичем Сухих и приехала учиться на филфак СПбГУ прицельно к нему. Это глыба филфака, классный профессор, историк русской литературы.

Я занималась ранней прозой Довлатова: выискивала в библиотеках и анализировала его самые первые тексты, от которых он постфактум отказался. Мало кто знает Довлатова до Довлатова, а он был и авангардным, и поэтичным, и по-толстовски многословным. Магистерскую защищала по «Зоне». Пылко доказывала, что это идеальный текст, репрезентирующий конструирование субъектности в позднесоветскую эпоху. Я очень люблю всю эту жизнь — околоакадемическую. С первого курса много выступала, писала статьи, ездила на все эти конференции, где обсуждали гипертексты контекстов интертекстов метатекстов. Многие объясняют мой блог так: «А, это все потому что ты занималась Довлатовым». Я не вижу здесь какой-то причинно-следственной связи, но какие-то параллели найти, наверное, можно. Я даже не знаю в чем.

Пушкинская альтушка-мечтательница (милый идеал встречает законодательницу зал!) в коллекциях Vivienne Westwood, Jil Sander и Dior. Vivienne Westwood, Christian Dior, Jil Sander

Довлатов как минимум тоже филолог и тоже смешной.

Что точно роднит занятие Довлатовым с блогом, так это то, что меня снова упрекают в том, что я занимаюсь чем-то недостаточно высоким. Обычно, когда я говорю «я занималась Довлатовым», то люди, которые не очень в теме книжек, реагируют так: круто, писатель. А люди, которые в теме, они считают: ой, это слишком простой какой-то писатель. И на факультете у нас точно так же было, то есть да, Довлатов сам там учился и есть какое-то уважение, но все же больше вопросов, как он стал таким культурным феноменом. Короче, есть рожденные в Петербурге снобы, которые такие: «Нет, это не Гумилев». Но мне тоже было интересно, каким образом чувак стал культовой фигурой без какого-то изощренного письма.

Не могу не спросить, раз передо мной пытливый довлатовед: и как он стал таким культурным феноменом?

Ответов несколько. Во-первых, была литературоцентричная культура. Довлатов попал к уже не советскому, а постсоветскому человеку тогда, когда книжки еще были важными. Сейчас литература перестала быть главным медиумом. Нет и не может в наши дни быть такого писателя, за книжками которого будут стоять очереди.

А тогда появилась фигура писателя, который был по-человечески и ценностно близок целому поколению. К примеру, мы допускаем, что писатели выпивали, но мы точно не знаем, а у Довлатова это важная черта лирического героя. Но Довлатов не был такой уж маргинальной фигурой. Дружил с Бродским, даже Ахматову видел пару раз в жизни. Мама у него была корректором. В общем, хороший петербургский мальчик, хотя родился в Уфе — это к вопросу о типичных петербуржцах, которые чаще всего рождаются где-то не здесь. Он и хороший, и плохой, и культурный, и бескультурный. Он же как мы, но еще не как мы, потому что все-таки писатель. В общем, в нем есть эта парадоксальность, необходимая для того, чтобы стать культовой фигурой.

Алгоритм ясен. Будешь использовать? Тебе просто надо прокачать какой-нибудь эффектный маргинальный навык.

Пожалуй, нет. В этом смысле я не Довлатов и не совсем петербургский персонаж. Я скорее исследую петербургских героев. Но для меня, например, важно миксовать, условно, высокую культуру с низкой, сложное с простым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Архиважно Архиважно

Зачем девелоперам делать коллаборации с классными архитекторами?

Собака.ru
Основа макияжа Основа макияжа

Как продают и из чего делают косметику в России, рассказывает Наталья Ракоч

СНОБ
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Почему мы застреваем в одном стиле и как это исправить

Добрые советы
Случайный поцелуй: измена или нет? Случайный поцелуй: измена или нет?

Пользователи Reddit ломают голову: можно ли считать изменой случайный поцелуй

Psychologies
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Денис Власенко. Наш киношный Сигма-Бой Денис Власенко. Наш киношный Сигма-Бой

Денис Власенко уверен — творчество должно рождаться из счастья, а не из горя

Караван историй
«Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся «Там, где нет обязательств, нет нашей ответственности»: почему мы обижаем и обижаемся

Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
Модный план на год Модный план на год

11 способов прокачать свой стиль

Добрые советы
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Каким-то чудом Каким-то чудом

Хочется, чтобы все это было в кино, а не на самом деле: о насилии в семьях

Новый очаг
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Вместе с семьёй Вместе с семьёй

Этот дом можно назвать воплощением мечты любого горожанина

Идеи Вашего Дома
Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов

Пианист и композитор Риад Маммадов — о синтезе Востока и Запада в музыке

СНОБ
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Танцы в Аничковом Танцы в Аничковом

При дворе Николая I светские законы сочетались с военным уставом

Дилетант
Древняя ДНК указала на обмен генами между охотниками-собирателями Северной Африки и Европы Древняя ДНК указала на обмен генами между охотниками-собирателями Северной Африки и Европы

Население Восточного Магриба сохраняло преемственность от охотников-собирателей

N+1
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Курс пикапа Курс пикапа

Россия как Америка — на примере пикапа GWM Poer

Автопилот
Гений чистой пустоты Гений чистой пустоты

Как Франческо Сбарро создал колесо без оси

Наука и жизнь
Ах, какие ножки! Ах, какие ножки!

7 способов избежать варикоза

Лиза
Интерес к «Просвещению» Интерес к «Просвещению»

С чем связан выход «Сбера» из капитала «Просвещения»

Ведомости
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Токсичная любовь Токсичная любовь

Почему мы не замечаем тревожные сигналы в отношениях?

Лиза
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Зачем играть в игры? Зачем играть в игры?

Почему людям нравится играть, и какая от этого польза?

Здоровье
Кто разбурит ТРИЗы? Кто разбурит ТРИЗы?

Запрет США на работу их нефтесервиса в России не будет иметь последствий

Монокль
Сезонный переполох Сезонный переполох

Какие болезни чаще всего обостряются весной и что с этим делать?

Лиза
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Долевой жизни дали старт Долевой жизни дали старт

Страховщики начинают продажи долевого страхования жизни

Ведомости
Открыть в приложении