Фэшн-нимфа и филолог Ксюша Прихотько шутит про интеллигентность и раздает стиль

Собака.ruМода

Ксюша Прихотько

Ксюша Прихотько — новая петербургская фэшн-нимфа и филолог-комедиант. Она записывает великие скетчи, в которых объясняет сексистам сексизм, лукистам лукизм, а нормисам неочевидное на каноническом петербургском (читай: языком Пушкина, Толстого и Достоевского!).

Текст Юлия Машнич. Фото Кристина Рожкова

на Ксении: платье Алина Зайвая, кольца Sjew. На Илье: пиджак Mademan, шляпа Karina Krapiva

Прихотько прокачивает городской миф и лихо раскладывает горожан на типажи (вам Аркашу или Игорька?), возводит архетипическую петербурженку (от пушкинской альтушки-мечтательницы до рейв-маскарадницы!) на постамент Адмиралтейства (вместо кораблика!) и умеет шутить про интеллигибельность и семиосферу.

Поговорили с Ксюшей про ред-флаговые отношения, библиотечные столовки, холодный эротизм и выяснили, как девы с филфака умеют раздавать стиль и препарировать стилистику Довлатова. Более того, устроили свидание века: Ксюша (Татьяна) Прихотько встречает своего Илью (Евгения) Куруча. Как итог: сверкающее вау, бисквит для ваших нейронов и наш любимый стритстайл-комик Куруч вступил в коллаборацию с Прихотько, и это рандеву в «Астории» уже залетело на миллион просмотров. Спойлер: рассчитывайте на неизъяснимую отраду, предвкушайте темное блаженство и ждите грехопадение века!

Важно! Наш любимый женский городской архетип порвал подиум: наблюдаем все подвиды петербурженок в новых коллекциях верховных брендов! Anrealage. Bora Aksu

Нет, это не Гумилев!

Язык твоих скетчей и их главный прием: русский литературный канон встречает зумерский стритсловарь. Перепрошиваем школьную программу по скетчам Ксюши Прихотько: здесь вам и реинкарнация каренинского сюжета, и Бродский-дэдди, и ситуативное перевоплощение в семипудовую купчиху. Но все это было бы слишком просто, если б ты туда не подмешивала, например, дионисийский смрад и конгруэнтные семиосферы!

Для меня, как для исследователя самой себя, все это довольно простой ход, но работающий. Я не считаю себя сложной, потому что багаж литературных отсылок довольно простой. Пушкин — база. За ним Достоевский, Толстой, Тургенев. Но то, что звучит «семиосфера» или «конгруэнтный», — это тоже часть меня, иногда я не умею объяснять что-то просто, я быстрее вспоминаю слово, которое читала в книжках, чем то, что слышала от людей. Когда ты говоришь человеку «интеллигибельный», обычно возникают вопросы, а для тебя это вообще не вопрос, тебе это конгруэнтно!

Ты разгоняешь петербургские стереотипы, будучи человеком из Владивостока. Помогает ли сторонний взгляд?

Да, я родилась во Владивостоке и там окончила школу. У меня папа по образованию филолог. У нас огромная библиотека: полные собрания сочинений всех, от Державина до Довлатова. Папа угрожает прислать мне все это в качестве приданого, если я выйду замуж. Завидная невеста: столько мертвых душ!

Я приносила книжки в детский сад, и все со мной дружили. Иногда думаю, что вдруг мне нравились не сами книжки, а то, что таким образом можно находить людей? Тем не менее в детстве меня родители звали филологом. И когда я пошла в школу, нас спрашивали: кем ты будешь? Все такие: пожарный, балерина, то есть красивые, романтичные профессии. А Ксюша кем будет? А Ксюша будет филолог.

Возвращаясь к вопросу про сторонний взгляд — давайте начнем с базы. Пушкин, Достоевский, все культовые петербургские чуваки родились не здесь, но с городом ассоциируются очень прочно. Еще если посмотреть на всех важных городских персонажей, то это, как правило, будет культурно одаренный человек с мрачной стороной. Потому что суть петербургского мифа в том, что это город суперкультурный, но еще и супермаргинальный. И фигуры, которые здесь становятся городскими достопримечательностями, они тоже обычно контрастные.

Ты тоже контрастная: филолог-комик. Как так вышло?

Вообще я довлатовед, я так решила еще в школе. Мне кажется, это было что-то вроде бунта против высокой культуры, в которой я воспитывалась. Я много читала, ездила на олимпиады по литературе. Меня без иронии называли тургеневской барышней. И на одной из олимпиад мне попался рассказ Довлатова «Жизнь коротка». Возможно, самый сильный его текст. Так начался наш с ним роман. Кисейная барышня встретила своего алкоголика, типичная петербургская история. На тех же олимпиадах познакомилась со своим будущим научным руководителем Игорем Николаевичем Сухих и приехала учиться на филфак СПбГУ прицельно к нему. Это глыба филфака, классный профессор, историк русской литературы.

Я занималась ранней прозой Довлатова: выискивала в библиотеках и анализировала его самые первые тексты, от которых он постфактум отказался. Мало кто знает Довлатова до Довлатова, а он был и авангардным, и поэтичным, и по-толстовски многословным. Магистерскую защищала по «Зоне». Пылко доказывала, что это идеальный текст, репрезентирующий конструирование субъектности в позднесоветскую эпоху. Я очень люблю всю эту жизнь — околоакадемическую. С первого курса много выступала, писала статьи, ездила на все эти конференции, где обсуждали гипертексты контекстов интертекстов метатекстов. Многие объясняют мой блог так: «А, это все потому что ты занималась Довлатовым». Я не вижу здесь какой-то причинно-следственной связи, но какие-то параллели найти, наверное, можно. Я даже не знаю в чем.

Пушкинская альтушка-мечтательница (милый идеал встречает законодательницу зал!) в коллекциях Vivienne Westwood, Jil Sander и Dior. Vivienne Westwood, Christian Dior, Jil Sander

Довлатов как минимум тоже филолог и тоже смешной.

Что точно роднит занятие Довлатовым с блогом, так это то, что меня снова упрекают в том, что я занимаюсь чем-то недостаточно высоким. Обычно, когда я говорю «я занималась Довлатовым», то люди, которые не очень в теме книжек, реагируют так: круто, писатель. А люди, которые в теме, они считают: ой, это слишком простой какой-то писатель. И на факультете у нас точно так же было, то есть да, Довлатов сам там учился и есть какое-то уважение, но все же больше вопросов, как он стал таким культурным феноменом. Короче, есть рожденные в Петербурге снобы, которые такие: «Нет, это не Гумилев». Но мне тоже было интересно, каким образом чувак стал культовой фигурой без какого-то изощренного письма.

Не могу не спросить, раз передо мной пытливый довлатовед: и как он стал таким культурным феноменом?

Ответов несколько. Во-первых, была литературоцентричная культура. Довлатов попал к уже не советскому, а постсоветскому человеку тогда, когда книжки еще были важными. Сейчас литература перестала быть главным медиумом. Нет и не может в наши дни быть такого писателя, за книжками которого будут стоять очереди.

А тогда появилась фигура писателя, который был по-человечески и ценностно близок целому поколению. К примеру, мы допускаем, что писатели выпивали, но мы точно не знаем, а у Довлатова это важная черта лирического героя. Но Довлатов не был такой уж маргинальной фигурой. Дружил с Бродским, даже Ахматову видел пару раз в жизни. Мама у него была корректором. В общем, хороший петербургский мальчик, хотя родился в Уфе — это к вопросу о типичных петербуржцах, которые чаще всего рождаются где-то не здесь. Он и хороший, и плохой, и культурный, и бескультурный. Он же как мы, но еще не как мы, потому что все-таки писатель. В общем, в нем есть эта парадоксальность, необходимая для того, чтобы стать культовой фигурой.

Алгоритм ясен. Будешь использовать? Тебе просто надо прокачать какой-нибудь эффектный маргинальный навык.

Пожалуй, нет. В этом смысле я не Довлатов и не совсем петербургский персонаж. Я скорее исследую петербургских героев. Но для меня, например, важно миксовать, условно, высокую культуру с низкой, сложное с простым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Команда BIOCAD Команда BIOCAD

Они создают в Петербурге лекарства против сверхопасных ошибок иммунной системы

Собака.ru
Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше» Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше»

Артур Бесчастный о планах сыграть Ван Гога и памятнике Бродскому

Ведомости
Код совершенства Код совершенства

Выбираем косметику по типу кожи и учимся грамотно сочетать средства

Лиза
«Казнь Джейн Грей» «Казнь Джейн Грей»

Художник Поль Деларош запечатлел Джейн Грей в момент казни

Дилетант
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу Неудачник, который победил: как Вертинский преодолел поэзию, эпоху и свою судьбу

Как Вертинский прожил несколько жизней и предвосхитил куртуазных маньеристов

СНОБ
Госпожа Джулия Тофана: как средневековая «королева ядов» погубила 600 человек Госпожа Джулия Тофана: как средневековая «королева ядов» погубила 600 человек

Госпожа Тофана — общее название для отравительниц XVII века

ТехИнсайдер
Держать локализацию по ветру Держать локализацию по ветру

Отечественные компании расширяют производство зеленой энергии

Деньги
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Выхожу из стресса Выхожу из стресса

Как повысить стрессоустойчивость: 8 работающих лайфхаков

Лиза
«Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло» «Хотя бы в искусстве-то надо, чтобы добро побеждало зло»

Режиссер Петр Шерешевский между двух премьер

Weekend
Конкурс страшных рассказов: Конкурс страшных рассказов:

Рассказ о семье, смерти и пчёлах: как девочка стала королевой одной ячейки

VOICE
Smasайтесь кто может Smasайтесь кто может

SMAS-лифтинг и SMAS-подтяжка: кому, когда и зачем нужны

Собака.ru
«Интересно делать что-то нестандартное» «Интересно делать что-то нестандартное»

Анна Снаткина о любви к фэнтези и принципах воспитания дочери

OK!
Ученые заявили, что дисциплина не поможет побороть лишний вес. Дело в другом Ученые заявили, что дисциплина не поможет побороть лишний вес. Дело в другом

Похудение — это битва, выходящая за рамки чистой силы воли

Inc.
Актер и педагог Актер и педагог

Владимир Канухин о гигиене в профессии и ответственности перед аудиторией

OK!
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Любовь и магия Любовь и магия

Даже если жизнь делает из вас Золушку, помните: внутри себя вы принцесса

Новый очаг
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как появились ориентированные на подростков журналы, публикующие фантастику

Наука и жизнь
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
Эльдарадо Калимулина Эльдарадо Калимулина

Эльдар Калимулин о сюжетах в жизни и кино и амплуа «вечного студента»

СНОБ
«Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе «Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе

Елена Миськова о двойных стандартах, идеалах и способах противостоять абьюзу

СНОБ
Замок Цецилиенхоф Замок Цецилиенхоф

Построенный в начале ХХ столетия Цецилиенхоф напоминает дворец Коттедж Петергофа

Дилетант
Авдотья Александрова и Рим Оксана Авдотья Александрова и Рим Оксана

Как быть странной моделью, сделать фэшн из материнства и холодной котлеты?

Собака.ru
Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка

Как мальчик из Бруклина стал художником, чьи картины стоят миллионы долларов?

СНОБ
Стратегия вместо стиля Стратегия вместо стиля

Притцкеровскую премию 2025 года получил Лю Цзякунь

Weekend
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим» Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим»

Эльдар Калимулин рассуждает, как играть в жестких фильмах и не сойти с ума

Ведомости
Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания

У меня была бронь, но я записался добровольцем. Я мог не воевать. Но я не мог!

Коллекция. Караван историй
«Моя Катрин — это брошенный ребенок» «Моя Катрин — это брошенный ребенок»

Героиня Софьи Шидловской — девочка-подросток Катрин, своенравная и беззащитная

OK!
Открыть в приложении