Надежда Бабкина — о возрасте, внуках и критике

ЛизаЗнаменитости

Надежда Бабкина: «У меня нет времени на зависть»

Эксклюзивное интервью к юбилею народной артистки России

19 марта певице, актрисе и основательнице театра «Русская песня» Надежде Георгиевне Бабкиной исполняется 75 лет, но сама она признается, что свой возраст не скрывает – просто даже не думает о нем.

«В театре «Русская песня» меня все больше окружают молодые люди, которые слетаются ко мне, как мотыльки на свет, – рассказывает Надежда Георгиевна. – Видимо, что-то во мне находят. И я должна им соответствовать – и внешне, и энергетически. Но и они мне тоже, потому что в работе, на репетициях с меня самой сто потов сойдет, пока я добьюсь нужного результата и песня зазвучит. Молодежь валится с ног, а я держусь. Чувствую себя лет на 35. Бывает, что и в 30 лет кто-то уже психологически старуха. А бывает, что и в 70 глаз горит и энергии столько, что горы можно свернуть».

Многие люди признаются, что после определенного возраста не отмечают свои дни рождения. А как вы относитесь к таким вехам?

Для меня день рождения – не грустный праздник. А с чего грустить? Я живу, встречаюсь со зрителями, работаю, вокруг меня люди… Нет поводов для грусти. А для веселья полно – друзья поздравят с праздником, семья, коллеги по театру «Русская песня». Ну, круто же!

День рождения предпочитаете праздновать в кругу семьи или, как в этот раз, на сцене?

День рождения принято отмечать в компании самых близких людей. А для любого артиста самые близкие люди – зрители. Поэтому каждый год 19 марта я выхожу на сцену театра «Русская песня», чтобы разделить со зрителями свой личный праздник. Вместе попоем, потанцуем, порадуемся жизни и весне... В общем, все как положено в день рождения. Ну, а потом можно и семьи свои за столом собрать. Не удивляйтесь, именно так – во множественном числе, потому что семьи у меня две. Первая – это мои домашние, а вторая – коллектив Московского государственного академического театра «Русская песня», который возник практически одновременно с появлением на свет моего сына. Кстати, хороший заголовок получится для статьи «Надежда Бабкина живет на две семьи»! (Смеется).

Марк Твен говорил: «Два дня в твоей жизни самые важные: день, когда ты родился, и день, когда понял, зачем». Когда вы поняли, чем будете заниматься в жизни?

Я с самого детства мечтала стать артисткой. Хотя родители были против. Они-то хотели, чтобы я была «нормальным» человеком – учителем, врачом, инженером. Уже в первом классе я собирала полные залы учителей и исполняла народные песни, вызывавшие восхищение педагогов и родителей. Мое первое сценическое воспоминание – стою на табуретке в школе и пою «Оренбургский пуховый платок». Учителя слезы промокают. Мне это было по душе.

Наверное, нравились и аплодисменты?

Я уже с детства нуждалась в публике, приятно было слышать похвалу в свой адрес. Всегда нравилось, когда меня вызывали, аплодировали. Это был первый класс школы. Родителям мои выступления тоже безумно нравились. Тем не менее, когда я объявила о своем решении поступать после школы в музыкальное училище, они замахали руками: «Что ты! Что ты! Таких певиц, как ты, полно. Кому ты нужна? Надо настоящую профессию приобретать!» Но я настаивала на своем и абсолютно спокойно шагала навстречу неизвестности. А почему бы и нет?! Только вперед! Я была убеждена, что по-другому быть не может. И я поперла, как бульдозер, с большим желанием, с большим стремлением стать артисткой.

Путь на сцену трудный и каменистый. Случалось ли вам опускать руки?

Первые годы существования ансамбля действительно складывались ох как непросто. На наши выступления, которые проходили в домах культуры и сельских клубах, народу собиралось немного. Петь приходилось в фабричных и заводских цехах под гул и грохот работающих станков, в ЖЭКах, в столовых… Относились к нам несерьезно – подумаешь, девчонки какие-то! Помню, решили мы однажды принять участие в конкурсе «Алло, мы ищем таланты!». И что получили? «Вы – не таланты, – заявили нам. – Музыка от вас далеко, и вообще с культурой завязывайте». Словом, обидного было немало.

Что помогало забыть обиды и идти вперед?

Я все время твердила девочкам: «Терпите, доброе дело не может остаться незамеченным. Рано или поздно нас признают!» Нашему молодому коллективу нужно было развиваться, и помочь нам тогда мог только райком комсомола. Мы приходили в райком, садились на диванчик у кабинета и ждали, когда закончится рабочий день. Обращались к какому-нибудь чиновнику по делам молодежи с просьбой послушать нас. И нас принимали. Отказать было неудобно, ведь мы весь день прождали. Вот это самое «неудобно отказать» играло нам на руку и давало возможность проявить себя. Поле нашей деятельности постепенно расширялось. Популярность пришла далеко не сразу. Первым заметным успехом ансамбля стало выступление в Сочи на Всероссийском конкурсе советской песни в 1976 году, где мы заняли третье место и получили приз за чистоту звучания. А дальше понеслось: золотая медаль на Международном фольклорном конкурсе «Братислава-78», затем первое место на Всероссийском конкурсе народной песни в Ленинграде, а еще через год мы получили первый приз на Втором Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах и народной песни за лучшее исполнение. Так потихоньку наш ансамбль начал становиться заметным.

Вы – потомственная казачка. И кажется, что бунтарский характер у вас в крови. Мешал ли вам в каких-то ситуациях характер?

Характер мне никогда не мешал. Это же я – такая, какая есть! Почему я должна быть другой? Конечно, в детстве родителям приходилось меня приструнивать – случались тогда острые моменты, касающиеся становления личности. Хотя я бы не сказала, что главная черта казаков – это бунтарство, скорее, свободолюбие, свободомыслие... Казаки – особое сословие. Добрейшие люди! Гостеприимство, душа нараспашку. Чтобы кто-нибудь голодным остался, или разутым-раздетым, или ночевал на улице – сроду не было такого. Но главная черта казаков – это бесконечная преданность своему Отечеству.

Какая вы в семье с внуками? Пытаетесь быть помягче?

Я вообще хорошая бабушка. Старший внук Георгий меня безумно любит, я для него просто высший пилотаж. Когда приезжаю, стелет мне красную дорожку и говорит радостно: «Надя приехала!» Средняя, Вера, такая же. А Марфа очень необычная девочка. Приезжаю как-то к ним за город, она меня встречает и, хитро-хитро поглядывая на меня, начинает ко мне обращаться на «вы». Я думаю: «Вот это номер. Ну, посмотрим, что дальше будет». Но уже через десять минут на «ты» перешла. Спрашиваю: «Марфуша, что это было такое?» Она в ответ: «Просто ты очень давно не приезжала». Та еще кокетка растет!

Фрагмент спектакля «Бабий бунт в нашем колхозе»

Балуете внуков или воспитываете их?

Моя главная задача как бабушки – приучить их к культуре той страны, в которой они родились, втолковать постулаты, которые испокон веков передаются от старшего поколения младшему. И, надо сказать, делаю я это не безуспешно. К примеру, Георгий писал доклад в школе на тему народного творчества. «Надя, хочу об этом все знать», – заявил он. Я пригласила его в театр, усадила за стол, вокруг собрались наши солисты, и он им стал задавать вопросы: что да как. Потом отправился в костюмерную, изучал наши костюмы – старинные, рукотворные, традиционные. В конце концов, вышел на сцену, оглядел пустой зрительный зал и сказал: «Хочу быть, как ты – выходить на сцену и руководить театром!»

Многих наших читательниц привлекает ваш стиль одежды: яркий, самобытный, в то же время элегантный. Как найти свой стиль?

Я была человеком провинциальным, деревенским, а там понятия стиля нет. В деревне свои законы. А когда переехала в Москву – как будто попала на другую планету. Всюду присматривалась, на ус наматывала, старалась выглядеть не хуже местных. Чтото покупала по возможности, что-то сама шила, чтото привозила, в том числе из-за границы. Потом вышел журнал Burda на русском языке с выкройками, это стало серьезным подспорьем в формировании собственного стиля. Словом, и Москва не сразу строилась, и собственный стиль не сразу образовался.

Сегодня я знаю, что надо отдавать предпочтение одежде, в которой чувствуешь себя уверенно и комфортно, это мое золотое правило. Нельзя слепо следовать моде, надевая вещи, которые тебе не идут и смотрятся пошло.

То, во что одета женщина, отражает ее внутреннее состояние: характер, вкус, творческий потенциал, степень трудолюбия. Отсюда и пословица – встречают по одёжке. Безусловно, очень важно одеваться со вкусом, без пошлости и вульгарности, которые не привлекают, а отталкивают. Но никогда не надо забывать, что к одежде должны прилагаться ум, душа и харизма! Я ничего не имею против модных тенденций, но мода приходит и уходит, а человеческий фактор остается.

В 50+ красота – это по большей части работа над собой. Согласны с этим утверждением?

Варианты народных средств – свеклой щеки натереть и обложиться огурцами – в этом возрасте, к сожалению, не действуют. Кстати, прочитала про себя шутку: «Надежда Бабкина выпустила крем для лица ˝Последняя надежда˝». Но если и последняя надежда не помогает, надо идти к хирургу – нечего жалеть то, что окончательно растянулось и не лежит на месте. В себя надо вкладывать очень много, и я говорю далеко не о материальной составляющей. Необходимо тратить на здоровье и внешность немало усилий, терпеть неудобства и дискомфорт, ведь не все косметические манипуляции доставляют удовольствие.

Надежда Бабкина и Сергей Астахов в спектакле «Ночь перед Рождеством»

Наши читатели часто с обидой пишут: «Конечно, можно заниматься собой, если есть деньги и время». Это справедливое замечание?

Весь мир восторгается красотой русских женщин. В них благородство души и жертвенность сочетаются с красотой внешней.

Наши женщины обладают великой силой, великим терпением и бездонной душой. Но порой обидно наблюдать за тем, как они в какой-то момент решают махнуть на себя рукой, перестают следить за внешностью, здоровьем и думают о себе в самую последнюю очередь. Конечно, кто-то возразит: «А что, если женщина вкалывает на нескольких работах, чтобы содержать семью, и вертится как белка в колесе? Где взять время на себя?» Однако я уверена, что настоящая женщина в любых обстоятельствах должна оставаться женщиной. Плевать на себя и опускать руки перед трудностями – следствие лени и безволия. Да, чтобы хорошо выглядеть, необходимо потрудиться – высыпаться, по возможности не нервничать, не раздражаться по пустякам, меняться как можно чаще.

Как относитесь к критике? Позволяете ли себе высказывать замечания по поводу внешности или стиля других людей?

Для меня критика – это проявление ревности и некоторой зависти: «Почему Бабкиной идет, а мне нет? Опять она нарядилась, как новогодняя елка!» Да, я люблю яркость цвета. Если я надеваю разбеленные оттенки – меня нет, я голая. Не люблю бледные тона. Моя одежда – это всё синее, красное, зеленое, желтое, фуксия. То же самое с украшениями. Люблю крупные эффектные вещи, потому что маленькие на мне просто не живут: их не видно, я их сжираю своей энергией.

И поскольку у меня нет времени ни на зависть, ни на ревность, я сама никогда не высказываюсь о внешности других людей. Если спросят совета, с удовольствием посоветую, а так просто – никогда.

Герой фильма «Москва слезам не верит» утверждал, что скоро ничего не будет – одно сплошное телевидение. Но полные залы в вашем театре это опровергают. Людям по-прежнему интересен театр. В чем секрет?

Людям обязательно нужны настоящие эмоции, настоящие чувства и живое общение, которые можно получить только в театре и, может быть, еще на концерте живой музыки. Никакой Интернет и искусственный интеллект этого не заменит.

На сцене, впрочем, как и в жизни, у вас яркие и неординарные роли. В спектакле «Горько!» вообще играете мужскую роль. Как решились на такой эксперимент?

Действительно, в спектакле «Горько!» перед зрителями я появляюсь в мужском образе. Хотя первый звоночек пришел несколько лет назад от Светланы Дружининой. Я пригласила ее к нам в театр на постановку, она ответила: «Согласна. Только тебе достанется мужская роль». Я промолчала. «Почему не удивляешься?» – спросила Светлана. «А я давно знала, что это однажды произойдет», – таков был мой ответ. Но пока Дружинина была занята на съемках «Гардемаринов», к нам в театр пришел режиссер Роман Самгин. Говорит мне: «Будете играть грека». А сыграть мужчину это, скажу вам, не просто – надеть брюки и приклеить усы. Я долго работала над походкой, над жестикуляцией, над манерами, над голосом, в конце концов… В итоге настолько вошла в образ, что, когда я в финале первого акта стягиваю с себя маску грека из чеховской «Свадьбы», публика ахает от неожиданности.

Об итогах точно спрашивать не будем. А вот о мечтах и планах...

Есть такая поговорка: «Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах». О планах и мечтах преждевременно я рассказывать не люблю, хотя их, как обычно, громадье. Поделюсь теми, которые в ближайшем будущем осуществятся. А это главным образом премьера спектакля по поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин». Так совпало, что в этом году мы отмечаем не только 80-летие Великой Победы, но также и юбилей Александра Трифоновича – 115 лет со дня рождения. Режиссер-постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств Любовь Гречишникова, а в главной роли наш любимый народный артист Сергей Петрович Никоненко, который до сих пор блистательно читал «Тёркина» только в жанре концертного исполнения.

Фото: PR.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Что важно знать об ЭКО: факты против мифов

Лиза
Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется Жестокость как социальный феномен: чем она отличается от злости и откуда в нас берется

Жестокость и злость — стороны одной медали или все-таки разных?

Psychologies
Выход за рамки Выход за рамки

Изысканная интерпретация классики с элементами ар-деко и минимализма

SALON-Interior
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Цветы на кухне Цветы на кухне

7 неприхотливых комнатных растений, которые можно поставить на кухне

Лиза
Держать локализацию по ветру Держать локализацию по ветру

Отечественные компании расширяют производство зеленой энергии

Деньги
Между прошлым и будущим: 5 научных теорий о путешествиях во времени Между прошлым и будущим: 5 научных теорий о путешествиях во времени

Несколько научных гипотез о том, как перенестись в «прекрасное далеко»

ТехИнсайдер
Исследователи создали роботизированную руку, управляемую силой мысли Исследователи создали роботизированную руку, управляемую силой мысли

Ученые позволили парализованному мужчине управлять роботизированной рукой

Inc.
Этническое чудо Этническое чудо

Сингапур взял лучшее от западной культуры и построил у себя XXII век

Вокруг света
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
Курс на весну Курс на весну

8 свежих идей для сезонного украшения дома

Добрые советы
Рейс на русский Куршевель Рейс на русский Куршевель

Повышение доступности туристических кластеров — драйвер развития аэропортов

Монокль
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Коля Николай Коля Николай

Почему мужчины довольствуются серыми худи и черными кроссовками

СНОБ
Звездные сиблинги: 7 тандемов братьев и сестер в кинематографе Звездные сиблинги: 7 тандемов братьев и сестер в кинематографе

7 известных братьев и сестер мирового кинематографа

ТехИнсайдер
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Сядь в позу Сядь в позу

Йога и ее вариации: как не запутаться в стилях и направлениях

Лиза
Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце» Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историй
О тюленях и гепардах О тюленях и гепардах

Мария Лобанова — о возрасте, аппетите и кредо, которое сложно игнорировать

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке

Главные достижения феминисток за последние 25 лет

Forbes
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера

Что может указывать на ранние стадии болезни Альцгеймера?

Inc.
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
2 способа, чтобы побороть чувство беспомощности и безнадежности 2 способа, чтобы побороть чувство беспомощности и безнадежности

Как бороться с чувством беспомощности и безнадежности

Inc.
Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно

Какой может быть психологическая травма и что с этим делать?

РБК
Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза» Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза»

Разговор с Джиганом и Оксаной Самойловой, очень легкий, открытый, искренний

ЖАРА Magazine
«Отречение Карла V» «Отречение Карла V»

Драма отречения императора Карла V в картине Луи Галле, прославившей художника

Дилетант
Открыть в приложении