«Никита Пустосвят. Спор о вере»

В1682 году Русь всколыхнула жестокая расправа со старообрядцами: наиболее видные представители этой ветви православия (такие как протопоп Аввакум, Епифаний и другие) были сожжены по настоянию патриарха Иоакима. Происходило это на фоне стрелецкого бунта и прихода к власти царевны Софьи Алексеевны. Воспользовавшись нестабильной обстановкой, старообрядцы проповедовали на улицах и призывали к публичной дискуссии официальную церковь. На сторону раскольников встал предводитель стрельцов Иван Хованский.
Стремясь урегулировать конфликт, Софья Алексеевна разрешила провести спор о вере в Грановитой палате. Прения быстро перешли в рукоприкладство: разгорячённый дискуссией Никита Пустосвят набросился на архиепископа Афанасия и ударил его крестом. Это вполне соответствовало интересам Софьи — ей выгодно было представить старообрядцев как бунтовщиков и врагов государства.
Этот момент наибольшего напряжения изобразил на своём полотне Василий Перов. Идея создания картины, скорее всего, появилась у художника под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым он неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. «Никита Пустосвят» стал последней работой Перова. Художник, будучи серьёзно болен, продолжал писать даже в те моменты, когда едва мог удержать кисть в руках. Вероятно, он хотел закончить свою картину к двухсотлетию прений, но не успел. В 1882 году художник скончался от чахотки.