Требования по английскому праву
Как взыскать неустойку за просрочку платежа по контракту GAFTA
Усиление санкционного противодействия на фоне специальной военной операции в 2022 году привело к волне неплатежей по экспортным контрактам в агросекторе. На международном рынке зерна и кормов широко распространены типовые контракты, разработанные GAFTA и подчиненные английскому праву. Бо́льшая часть российских экспортеров тоже используют их для внешнеэкономических сделок. О том, какие моменты нужно учитывать при подписании с покупателями-должниками соглашений о продлении сроков оплаты товара и определении сумм неустойки, расскажет автор этой статьи.
В последний год многие российские экспортеры, поставляющие агропродукцию на основании типовых контрактов, разработанных Международной ассоциацией торговли зерном и кормами (The Grain and Feed Trade Association, GAFTA), столкнулись с необходимостью взыскания с покупателей неустойки за просрочку платежей. А поскольку все типовые контракты GAFTA подчинены английскому праву, нужно учитывать специфику данной юрисдикции в части ограничений, распространяемых на договорные меры ответственности.
Подход английских судов к взысканию неустойки традиционно строится на принципе недопустимости установления штрафных мер в договоре, а проценты за неоплату товара оцениваются с точки зрения их соответствия компенсационной природе данного возмещения. Именно поэтому вопрос о том, какой процент неустойки можно считать допустимой компенсационной мерой, приобретает особо острый характер в условиях мирового экономического кризиса и растущих темпов инфляции.
Стандартные контракты GAFTA
Типовые контракты, разработанные GAFTA, широко распространены на международном рынке зерна и кормов. Ассоциация подготовила более 100 различных форм договоров, отдельных правил и положений к ним, применимых для различных видов товаров, регионов происхождения продукции, базисов поставки. По оценке самой организации, на основе ее стандартных условий поставляется порядка 80 % мирового оборота зерна.
Российские трейдеры и сельхозпроизводители достаточно часто используют для внешнеэкономических сделок проформы GAFTA, включая разработанные ею стандартные условия в свои соглашения путем отсылки. В Черноморском регионе особо популярны проформы GAFTA 48 (доставка оптом на условиях CIF) и GAFTA 49 (доставка оптом на условиях FOB). Для контейнерных поставок нередко используется GAFTA 88.
Обращение к типовым формам сокращает трансакционные издержки сторон при подготовке и согласовании документов сделки с агропродукцией. Использование готовой проформы также уменьшает юридические риски, поскольку накопленный десятилетиями опыт толкования стандартных положений повышает определенность исхода споров по контрактам GAFTA. Кроме того, ассоциация регулярно обновляет свои стандартные формы, учитывая изменения в торговой практике на рынке зерна и кормов.
Между тем для российского агробизнеса заключение контракта по типовой форме GAFTA означает подчинение сделки английскому праву и разрешение споров по контракту в третейском суде в Лондоне. Соответствующие положения о выборе применимого права и арбитраже инкорпорированы в каждую проформу GAFTA.
В настоящее время ассоциация предлагает разрешение споров по стандартным правилам арбитража GAFTA 125 (по умолчанию является частью контрактов GAFTA 48 и 49, которые наиболее часто применяются для поставок из России) или GAFTA 126. Арбитражные правила GAFTA 125 используются для рассмотрения сложных споров одним или тремя арбитрами и предоставляют сторонам возможность подать апелляцию на арбитражное решение, для рассмотрения которой формируется специальная апелляционная палата. Арбитражные правила GAFTA 126 предусматривают упрощенную и ускоренную процедуру разрешения спора одним арбитром, чье решение не обжалуется в апелляционном порядке. Арбитражные правила GAFTA 125 включены по умолчанию во все стандартные контракты ассоциации, но у сторон также есть опция выбрать ускоренную процедуру арбитража по GAFTA 126 как в момент заключения договора, так и после возникновения спора.
Использование стандартных арбитражных процедур GAFTA имеет несомненные плюсы: администрируемые ею споры рассматриваются профессиональными арбитрами с многолетним опытом в области торговли агропродукцией, а арбитражные правила организации характеризуются определенной гибкостью. Кроме того, асрешение: создает для нарушителей репутационные риски, рассылая всем ее членам информацию о дефолте должника (по исполнению арбитражного решения) и внося его в список нарушителей.
С другой стороны, для российского экспортера арбитражное разбирательство в Лондоне по английскому праву может оказаться обременительным, как и обжалование арбитражного решения в английском суде. Выбор английского права в качестве права, применимого к экспортному контракту, не всегда соответствует интересам российской стороны. Несмотря на то что английское право знаменито своей гибкостью и бизнес-ориентированностью, некоторые его положения достаточно специфичны и могут отличаться от торговой практики, принятой на отечественном рынке. Особенности прецедентной правовой системы с присущей ей высокой степенью судебного усмотрения порой становятся причиной неопределенности правового результата, которую стандартизация контрактных условий призвана минимизировать.
В 2020 году пристальное внимание комментаторов получили нормы английского права, регулирующие последствия наступления форс-мажорных обстоятельств, так как исполнение по многим экспортным контрактам, заключенным по проформам GAFTA, было затруднено или стало невозможным в связи с пандемией COVID-19. Тогда сложности доказывания форс-мажора по английскому праву стали для многих неприятным сюрпризом.