Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

В России более 800 городов с населением до 50 тыс. человек. В то время как предприниматели в основном концентрируются на мегаполисах, малые города испытывают дефицит качественных товаров и услуг. Правда, с одной стороны — низкая конкуренция и довольно высокая лояльность местных жителей, с другой — ограниченная платежеспособность и зависимость от сарафанного радио. На своем опыте создания компьютерного клуба расскажу, как с этим работать и зачем бизнесу заходить на такие территории.
В России более 800 городов с населением до 50 тыс. человек. В то время как предприниматели в основном концентрируются на мегаполисах, малые города испытывают дефицит качественных товаров и услуг. Правда, с одной стороны — низкая конкуренция и довольно высокая лояльность местных жителей, с другой — ограниченная платежеспособность и зависимость от сарафанного радио. На своем опыте создания компьютерного клуба расскажу, как с этим работать и зачем бизнесу заходить на такие территории.
Многие считают, что в регионах и зарплаты, и средний чек, и покупательная способность меньше. Зачастую это так, но не всегда. Есть множество городов в регионах, где OPEX (операционные расходы) и CAPEX (капитальные затраты) дороже, например на Дальнем Востоке, где зарплаты как в Москве, но расходы на логистику высокие.
Пять заблуждений
Хотя многое зависит от конкретного рынка, можно выделить несколько распространенных мифов, связанных с открытием бизнеса в малых городах.
Миф первый: Низкая покупательная способность
Существует заблуждение, что в маленьких городах доходы населения не позволяют делать крупные покупки, в отличие от крупных городов. Во многом это так, но средние розничные цены у большинства компаний остаются на приемлемом уровне. Например, в Colizeum средний чек в маленьких и больших городах варьируется от 100 до 150 руб. То есть разница с мегаполисами минимальна, а значит, большинство бизнесов не столкнутся с отсутствием спроса из-за того, что люди не могут позволить себе их товары или услуги.
Миф второй: Сложно найти свою целевую аудиторию
На самом деле ключевая задача при запуске бизнеса в малых городах не поиск аудитории, а правильная оценка ее потенциала. Любая ниша ориентируется на конкретную группу: для развлечений — чаще всего молодежь, для торговли — все население с акцентом на определенный доход. Так, для компьютерного клуба достаточно города с населением 50 тыс. человек, где есть пять или 10 школ, а также близкого расположения к учебным заведениям (вузам, колледжам, школам).