Шитье-бытье
В Париже показывают шедевры вышивки золотом

Открывшаяся в конце зимы в парижском Музее на набережной Бранли выставка Au fil de l’or («Золотой нитью») — очередной связанный с модой и историей костюма хит этого сезона. Кураторы эксплуатируют шик, красоту и блеск дорогого металла, не особенно их отрефлексировав.
Золото и в том числе искусство золотого шитья, как в этом случае,— тема беспроигрышная. Оно в любом виде, даже как старинное ремесленное мастерство, неизменно производит впечатление на широкие массы музейных посетителей — потому что сверкает, потому что самый традиционный эквивалент роскоши и воплощение понятия «дорого» и потому что символ власти. Золото вообще, и шитье в частности, использовали прежде всего для королей и императоров, а также для высших иерархов всех церквей — прежде всего тех мужчин, кто носит его и сейчас, выступая примерно в том же качестве. Сила и власть в самом базовом патриархальном смысле — что может быть лучше, понятнее и интереснее для массовой выставки.

А именно такой выставка Au fil de l’or и была задумана. Бранли — музей искусства Азии, Африки, Океании и Америки, и опирается она на материал азиатских культур. Как сказано в экспликации: «Веками такое шитье исполнялось самыми квалифицированными ткачами и мастерами Рима, Византии, Китая, Персии, а затем мусульманских стран, использовавшими самые выдающиеся техники, чтобы создавать по-настоящему художественные ткани, в которых шелковые или льняные волокна переплетались с золотыми нитями и лентами».
Прочитав это, конечно, готовишься увидеть что-то исключительно древнее и уникальное и получить ни с чем не сравнимый опыт. А вот этого-то как раз и не случается. Древнего на выставке совсем мало — обрывок китайской шелковой одежды с золотыми птицами X–XII веков, отрез иранского полотна со сценами охоты, вытканными металлической нитью, XVII века и еще буквально пара полуистлевших лоскутов, которые, надо сказать, всегда производят волшебное впечатление, но тут они быстро заканчиваются. Уникального есть несколько вытканных золотом шазюблей — андалусский, святого Иво, XI–XII веков, турецкий XVI века, а также персидский XIV века, принадлежавший Генриху II (тому самому, который был женат на отравительнице