Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – силаКультура

Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Ярослав Соколов

Они стоят перед витринами и смотрят. Долго, молча. Смотрят на вещи, которые уже ничьи. На платья, которые никто больше не наденет. На письма, которые никто не прочтет. На оружие, забывшее, как убивать. Предметы, утратившие владельцев, смысл, контекст, жизнь.

Музей – странная коллекция покинутых вещей. Каждая из них была кому-то нужна, каждая имела свое место, свой голос и свою судьбу. Теперь они безмолвны. Это собрание чужого одиночества. Ты приходишь и смотришь на чужие часы, которые больше не тикают. Читаешь чужие письма, которые больше никто не ждет. Стоишь перед платьем, которое больше никто не наденет.

Странно устроен человек. Его тянет туда, где нет никого. Где вещи утратили смысл, хозяина, тепло рук. Люди толпами идут смотреть на то, как выглядит одиночество, выставленное напоказ. Что они хотят найти там? Почему с таким упорством смотрят в эту пустоту? Ответа нет. Есть только экспонаты. И посетители, которые надеются, что чужая пустота заполнит их собственную.

Вещи, потерявшие своих владельцев

Любая вещь – отражение своего владельца. Картина помнит руку художника, письмо – голос, украшение – тепло кожи. Но в музее вещи забывают все. Вырванные из времени, они застыли в стерильной тишине, став чужой историей без продолжения.

Они здесь, потому что больше никому не нужны. Их некому носить, использовать, любить. Их хозяева давно превратились в пыль, оставив вещи одни. И эти осиротевшие предметы притягивают взгляды сильнее живых, рабочих вещей.

Почему так?

Потому что, глядя на вещи без хозяев, мы подсознательно начинаем искать хозяев внутри себя. Смотришь на старые часы – и слышишь их тиканье, как стук собственного сердца. Видишь забытую фотографию – и вдруг ощущаешь тоску по людям, которых никогда не встречал. Тебе кажется, что ты знаешь, как было больно, когда они оставались одни. Ты проживаешь это одиночество вместе с ними.

В музее ты не видишь предметов. Ты видишь истории, от которых остались только тени. Ты видишь пустое кресло, в которое больше никто не сядет. Открытку, которой не дождались. Игрушку, к которой никто не прикоснется. Ты видишь себя – в этих забытых вещах, которые больше не принадлежат никому.

Вещи без хозяев становятся зеркалом, перед которым мы стоим, пытаясь разглядеть что-то важное о самих себе.

Мы приезжаем смотреть не на экспонаты.

Мы приезжаем смотреть на себя.

Эмоция одиночества

Ты стоишь перед витриной и чувствуешь. Смотришь на вещь, которая стала экспонатом, – и вдруг сердце слегка сжимается. Это чувство сложно объяснить. Оно похоже на тихую грусть, на смутное сожаление о чем-то несбывшемся. Ты смотришь на пустое кресло – и чувствуешь, как будто кого-то потерял. Видишь старое письмо, лежащее за стеклом, и думаешь: «Оно ведь было написано кому-то. Кто-то его ждал. Почему оно здесь, а не у адресата?»

Предметы, которые потеряли своих владельцев, заставляют нас испытывать это странное и сильное чувство одиночества. Они становятся беззащитными и уязвимыми, и от этого нам грустно. Нам хочется вернуть вещам смысл, снова связать их с людьми, вернуть то тепло, которое когда-то наполняло их.

Старая игрушка, которой больше никто не играет, кажется беззащитной. Забытая шкатулка, в которой больше нет украшений, становится хранилищем пустоты. Потертое кресло, на котором никто уже не будет сидеть, вдруг становится почти живым существом, которое чего-то ждет.

Одиночество предметов напоминает нам наше собственное одиночество. Мы знаем, каково это – быть забытыми, потерять связь с кем-то важным, остаться без внимания, тепла, слов. Экспонаты, выставленные в музее, больше не принадлежат миру живых людей. Они – отражение нашей скрытой тоски, оторванности, незащищенности.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новости науки Новости науки

Объект, который не должен существовать, и новые сроки появления динозавров

Знание – сила
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Экскурсии как новая философия выходного дня Экскурсии как новая философия выходного дня

Экскурсии — стиль жизни многих горожан

Монокль
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Uber в образовании Uber в образовании

Может ли искусственный интеллект заменить учителя?

ТехИнсайдер
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Открыть в приложении