Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизниРепортаж

«Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов сейчас, без сомнения, самый востребованный российский актер. Главному редактору «Правил жизни» Трифону Бебутову удалось поймать его между съемками и обсудить работу над образом Пушкина и то, почему Александр Сергеевич – наше все.

Трифон Бебутов: Юр, я тут подумал: мы с тобой познакомились пять лет назад – в 2019 году, у меня дома.

Юрий Борисов: Помню.

Трифон: Это были, по-моему, последние месяцы какой-то нормальности. Потом начался ковид и все остальное. А еще 2019-й – ты сейчас поймешь, почему я об этом говорю, – это старт трендов, связанных с тиктоком, с рилсами. Именно тогда короткий видеоконтент начал завоевывать массы. Расскажи, как у тебя меняется (и меняется ли вообще) отношение к большим форматам, к кино? Ты рилсы смотришь?

Юрий: Ну не то чтобы мне есть где их смотреть: у меня нет аккаунтов в соцсетях. Не могу сказать, что что-то особо меняется. Я немножко в другом ритме живу и другим делом занимаюсь – кино, сериалами. Но я знаю, что есть люди, которые знают меня, например, только по рилсам. Мне порой люди говорят: «Я фильмы твои не смотрел, зато видел рилсы, все ты правильно делаешь!»

Трифон: За последние годы действительно потребление кино и вообще контента сильно изменилось. Если не ошибаюсь, в том же 2019-м на «Нетфликсе» вышел фильм «Ирландец», снятый Скорсезе. Эта картина идет три с лишним часа. И в разных странах зрители, не сговариваясь…

Юрий: …сказали, что очень длинно.

Трифон: Не просто сказали, что очень длинно, они нарезали его на сериал. Был даже такой марафон: кто лучше подберет тайм-код, на каком моменте можно закончить просмотр, чтобы продолжить его завтра. Такая вот история – просмотр трехчасового фильма разбит на несколько дней.

Насколько ты как человек внутри индустрии воспринимаешь изменения в потреблении информации аудиторией? Понятно, что ты не режиссер монтажа, ты артист, но тем не менее. И как на твою карьеру влияет то, что знания о тебе приходят через соцсети и какие-то короткие фрагментарные эпизоды?

Юрий: У меня ничего не меняется в этом смысле, потому что я как раз за другую часть кино отвечаю – за то, чтобы дать создателям материал для дальнейшего монтажа. Будь я режиссером, мне, конечно, было бы необходимо в этом разбираться, чтобы чувствовать пульс времени. Но я занимаюсь жизнью персонажа за кадром, и в моей голове этот персонаж существует всю его жизнь: когда он у меня рождается, про него можно сделать сериал в десять сезонов, а можно – в пять минут.

Трифон: Главная тема нашей встречи – «Пророк». Расскажи о том, как тебе это предложение поступило и о чем ты в этот момент подумал. Может быть, я ошибаюсь, но вроде не самые характерные для тебя роль и эпоха – и по настроению, и по темпераменту. Как ты воспринял этот сценарий и это предложение?

Юрий: Это было, конечно, очень неожиданно и странно. Мы встретились с Петей Ануровым. Он сказал, что у него есть идея сделать фильм о жизни Пушкина и что он хочет, чтобы я его сыграл. На тот момент кроме идеи ничего не было. Это год 2019-й. На все ушло несколько лет. Это был такой мучительный процесс, потому что жизнь шла, за это время контекст менялся. Когда Петя предложил мне роль, я решил, что да, это интересно: мне есть что сказать здесь, потому что любое кино – это повод для меня что-то исследовать в себе, в мире.

Трифон: Ты говоришь, что на момент этого предложения тебе было понятно, о чем рассказывать. Как именно ты себе сформулировал эту историю и свое участие в ней?

Юрий: Понимаешь, я много раз ее переформулировал. Мне кажется, Пушкин – это невероятная личность, наполненная разными противоречиями и идеями, которые его обуревали, начиная от идей свободы и изменения мира в начале жизни, заканчивая принципами долга и верности отчизне. Ведь он очень по-хорошему верил в то, что нужно служить…

Трифон: …отечеству.

Юрий: …отечеству, да.

Трифон: Да, свободолюбие – с одной стороны, и стремление служить отечеству – с другой. Вообще, фигура Пушкина остается всегда современной, начиная с того, что он создал язык, на котором мы продолжаем говорить, писать, читать (я имею в виду стилистически), заканчивая его биографией. Такое ощущение, что судьба поэта, большого художника, мыслителя – она сквозная вообще для всех эпох. Возвращаясь к фильму: когда я его смотрел, то увидел в биографии Пушкина завуалированную биографию многих наших современников.

Юрий: Ну, потому что он был сыном и плодом той земли, на которой родился, вырос и прожил всю свою жизнь, никогда никуда не уезжая. Он очень честно чувствовал, говорил и писал обо всем, из-за чего имел огромное количество проблем. Иногда он понимал, что последует за его словами, а порой совершенно не думал об этом, будучи очень импульсивным человеком. Для меня его творчество было абсолютно честным, поэтому все последующие писатели, поэты и художники так или иначе чувствуют его в себе. Он был первым, кто задумался: «А почему об этом говорить можно, а об этом нельзя? Почему так можно, а так нельзя? Я чувствую так и не могу по-другому», – он и не мог по-другому, он же не знал, что был гением. Он был просто Сашкой.

Трифон: А он мыслил себя просто Сашкой?

Юрий: Конечно! Нет, у него, конечно, не такое самоощущение, как у нас, было. В чем-то оно было масштабнее и в хорошем смысле пафоснее. Ощущение жизни, долга, чести, достоинства было все-таки немного иным. Но при этом те люди, как мы, ели, писали, занимались сексом и т. д. Конечно, он просто вставал по утрам, скучал, шел куда-то, что-то делал и не думал о том, гений он или не гений. Да даже если бы и думал – а что толку? Тебе эти мысли не помогут прожить жизнь.

Трифон: Скорее усложнят.

Юрий: Тебе просто нужно жить, как-то зарабатывать, строить свою бытовую жизнь, духовную, справляться со своими демонами и т. д. Поэтому, я думаю, он жил как мог – а мы все наблюдаем. А так как любой человек – искра бога, как я считаю, то чем честнее он живет, тем больше мы эту искру видим. Я, на самом деле, вижу, что каждый человек – гений. Не может быть так, что кому-то больше дается, а кому-то меньше, я в это не верю. Мне кажется, что у кого-то по тем или иным причинам, часто даже не зависящим от самой личности, эта гениальность больше раскрывается в силу обстоятельств, а у кого-то меньше. Кто-то гений в одном, а кто-то – совершенно в другом. И, будучи гением совершенно в другом, иногда, к сожалению, человек всю жизнь занимается абсолютно не тем просто потому, что у него так уже сложилось.

Трифон: Ты говоришь, что с момента запуска проект несколько раз трансформировался: менялся контекст, творческие решения и т. д. Как ты воспринимаешь этот фильм сегодня, когда он уже стал законченным произведением? Что тебе в нем особенно нравится, что тебя удивило и обрадовало, когда ты увидел финальный продукт?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«В Китае путешествовали всегда» «В Китае путешествовали всегда»

О том, как внутренний и внешний туризм устроены в Китае

Правила жизни
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1

Развитие торговых и политических отношений между США и Российской империей

Наука и техника
Уроки сербского Уроки сербского

Милош Бикович — о тех уроках, которые ему преподнесла жизнь

Men Today
Нежные чувства Нежные чувства

Твой ребенок впервые влюбился. И, конечно, думает, что ты ничего не понимаешь

Лиза
«Режиссер всегда прежде всего режиссер» «Режиссер всегда прежде всего режиссер»

Федор Бондарчук об индустрии кино и о том, как сделать сказку былью

Правила жизни
Машина — зверь Машина — зверь

Анималистика в автомобильных эмблемах и именах

Автопилот
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Отойдите, пожалуйста Отойдите, пожалуйста

Восемь типов людей, которым не стоит сочувствовать

Лиза
Клуб кинопутешественников Клуб кинопутешественников

Передача, которая открыла целым поколениям окно в большой мир

Правила жизни
Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним» Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним»

Как простой медведь из дремучего Перу оказался на обложках Esquire и Time Out

СНОБ
«Не каждый может придумывать что-то новое» «Не каждый может придумывать что-то новое»

Испанец Дабиз Муньос – гастрономическая сенсация

Правила жизни
Конкурс страшных рассказов: Конкурс страшных рассказов:

Рассказ о семье, смерти и пчёлах: как девочка стала королевой одной ячейки

VOICE
Сложный разговор Сложный разговор

Какой язык самый сложный? Тот, что труднее всего выучить?

Вокруг света
Оккульт-привет Оккульт-привет

Как сместить фокус внимания россиян с эзотерики?

Ведомости
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
«Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии «Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии

Как создать полезные связи в условиях ограниченной очной коммуникации?

Inc.
5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно 5 истин о браке, которые большинство людей узнают слишком поздно

5 истин о супружеской жизни, знание которых может помочь построить брак

Inc.
Дэвид Линч Дэвид Линч

Правила жизни кинорежиссера Дэвида Линча

Правила жизни
Взрыв мозга: как нейрочипы изменят медицину Взрыв мозга: как нейрочипы изменят медицину

Какие нейрочипы с разным функционалом создают сегодня лаборатории и стартапы

Монокль
Ты и вы Ты и вы

«Ты» и «вы» — стекла калейдоскопа, разделяющие мир на свое и чужое

Seasons of life
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Интерес к «Просвещению» Интерес к «Просвещению»

С чем связан выход «Сбера» из капитала «Просвещения»

Ведомости
Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра» Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра»

У нас очень много общего в мимике, жестах, даже в выражениях

Коллекция. Караван историй
«Казнь Джейн Грей» «Казнь Джейн Грей»

Художник Поль Деларош запечатлел Джейн Грей в момент казни

Дилетант
Вкусно и постно Вкусно и постно

Выбираем продукты для здорового рациона в Великий пост

Добрые советы
Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Сценарист Анна Козлова об «Аутсорсе», жести и своём 1996-м

Ведомости
Обновления нарочно ломают наши телефоны и еще 9 мифов о гаджетах Обновления нарочно ломают наши телефоны и еще 9 мифов о гаджетах

10 самых распространенных мифов об электронных устройствах

Maxim
«Человек — это богатство, главное, что есть на Земле» «Человек — это богатство, главное, что есть на Земле»

Алла Сигалова — о любви и коварстве, добре и зле, цинизме и совести

OK!
Свой или чужой Свой или чужой

Как судить человека, если судьба предопределила ему две роли — жертвы и палача?

Дилетант
Открыть в приложении