Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Многосерийный триллер «Аутсорс» продюсерской компании «Среда» только в феврале стартовал в онлайн-кинотеатре Okko, а уже стал самой резонансной премьерой года. Иван Янковский («Слово пацана», «Фишер») играет сотрудника тюрьмы особого назначения Костю, которому в середине 1990-х приходит в голову необычная «бизнес-идея» – он предлагает родственникам жертв за деньги привести в исполнение смертный приговор. Ранее, в сентябре 2024 г., сериал выиграл главный приз фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи.
«Аутсорс» с самого начала интриговал сочетанием имен в титрах. Сценарист Анна Козлова, наверное, ассоциируется в первую очередь с историями из жизни среднего класса – «Краткий курс счастливой жизни», «Садовое кольцо», «Кеша должен умереть». Режиссер Душан Глигоров сделал себе имя на остросоциальных триллерах – «Хрустальный», «Химера», «Трасса». Их первый совместный проект оказался на порядок жестче всего, что они делали по отдельности. Кроме того, впервые в карьере Козлова выступила не только как автор сценария, но и как шоураннер.
В интервью «Ведомостям» сценарист рассуждает, чем «Аутсорс» напоминает греческую трагедию, рассказывает, какой уровень «жести» в своих проектах считает допустимым, и вспоминает «свой 1996-й».
«В каком-то смысле палачи не отличались от осужденных»
– Генпродюсер «Среды» Иван Самохвалов предложил вам этот замысел, все правильно? Чем вас он заинтересовал?
– Заинтересовала, собственно, эта строчка – что смертную казнь можно продавать за деньги. Мне показалось, что даже если это выдуманная история – такое могло произойти в реальности. Потому что это что-то очень человеческое и многое объясняет про нас, про нашу природу. И в этом хотелось покопаться.
– Помните, что писали в заявке? В чем, собственно, хотели «покопаться»?
– Мне были интересны обе стороны – и палачи, и родственники жертв. Например, у меня нет вопросов к родственникам, которые в сериале решают воспользоваться предложением. Когда мы сталкиваемся с такими вещами, как убийство собственного ребенка, близкого родственника, вся наша наносная «социальность» – роли, которые мы играем в обществе, понимание, как правильно себя вести и как неправильно, – все это исчезает.
Еще момент, который мне показался интересным, – сама рутина. Кирзачи, ключи на связке, как приговоренных выводят в специальную комнату и т. д. С одной стороны, в нас всех живет убеждение: преступник должен быть наказан. Но совсем другое дело – видеть, как это происходит и как люди, которые поставлены государством выполнять эту работу, хотят они того или нет, сами постепенно превращаются в маньяков. Ведь никто не может остаться прежним, убив столько людей.
– Истории бы, наверное, не было, если бы не персонаж Кости – которого играет Иван Янковский. Он настолько цельный, со строгими принципами, что кажется сильно больше и выше той среды, в которой оказался. Вы придумали ему биографию – что он делал до титров первой серии?
– Какие-то детали мы сформулировали – они были нужны Душану, ему это требовалось для лучшего понимания персонажа. Мы решили, что Костя был в Чечне, поэтому он знает, как убивать. И очевидно, он в какой-то форме испытывает ПТСР.
– В сериале говорится, что до того, как перевестись на Камчатку, он работал в Кимрах. А почему Кимры?
– Нравится название. И там есть тюрьма. Я знаю, потому что моя няня была оттуда и она рассказывала о городе – что он снаркоманился в 1990-е и там происходили жуткие вещи.
– Как вы для себя сформулировали, в чем конфликт Кости? Почему он как личность на голову выше всех прочих персонажей?
– Это человек, обладающий сильной волей, быстрым умом, умением понимать окружающих и видеть их суть. Важное отличие Кости от остальных героев не только в том, что у него есть принципы. У многих есть принципы, но не все способны взять в руки обрез. А Костя готов на все, что угодно. Родись он в другое время или другой стране, то мог бы сделать что-то очень хорошее для людей. Но Костя оказался в той ситуации, в какой оказался, и делает то, что делает.
Мне кажется, это история о том, что идея, условно назовем ее высшей, божественной, может проявиться в нас в той мере, в какой мы способны ее воспринять. Люди сталкиваются с идеей, которая больше, чем они сами, – и в меру своего скотства, в меру своих желаний ее воплощают, превращая свою жизнь в ад.
– Можно сказать, что Костя – это типаж 1990-х? Многих людей тех лет, например олигархов, описывали сходными фразами: «человек-компьютер» с пониженной эмпатией. Может быть, вы списывали его с какого-то конкретного человека, которого встретили в своей жизни?
– Любой человек, обладающий наблюдательностью и интересом к людям, встречает по жизни учителей – как светлых, так и темных. И ты просто запоминаешь какие-то яркие моменты, характеристики, а потом используешь их в творчестве. Костя – это собирательный образ, но я бы не сказала, что это типаж 1990-х.
Можно ли его назвать «человеком-компьютером»? Мне кажется, это просто человек, обладающий ярко выраженными лидерскими качествами. Лидер, который мобилизует окружающих на выполнение задачи, естественно, не может находиться в повышенной эмоциональности. Наоборот, он должен ее понижать, потому что истеричное поведение воспринимается как слабость – и людьми, и животными. Иногда люди постигают это через книги и тренинги, а есть экземпляры, которые это чувствуют с рождения.
– Как вы проводили ресерч?
– Много читала, искала интервью. В 1990-е тема смертной казни активно освещалась. Вообще манера прессы была специфической. В одном репортаже журналист спрашивал у палача: «А расскажите, пожалуйста, какие самые интересные случаи происходили с вами на работе?» И тот спокойно, как анекдот, рассказывал: «Знаете, клянусь вам, был у меня один чувак, который помер, пока мы его вели».
– Из того, что узнали по теме, что вас зацепило больше всего?
– То, что из исполнителей мало кто заканчивал хорошо. У кого-то начинались психические расстройства, были вспышки насилия прямо на работе. Единственная поддержка от государства, что им полагалась, – 200 грамм после каждого расстрела. Ну еще премии какие-то годовые. Еще интересная деталь – люди подписывали бумагу о неразглашении и не имели права даже своим родным говорить, чем занимаются.