Многие называли Олега Стриженова гордецом, а он просто был свободным человеком

Караван историйРепортаж

Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове

Олег Перанов

Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

Он мог обменять рупии, заработанные в Индии на съемках «Хождения за три моря», и махнуть гулять в Париж и Рим. Мог отказаться играть князя Волконского у Бондарчука, а у Козинцева — Гамлета. Разбиватель сердец, талант, главный красавец советского экрана. Над «Оводом» и «Сорок первым» рыдала вся страна, «Его звали Роберт» предвосхитил свое время. Впрочем, Олег Стриженов и сам предвосхитил его. Многие называли артиста гордецом, а он просто всегда был свободным человеком. Всегда, всю свою долгую жизнь.

«Глаза-то у тебя точь-в-точь как синь-вода», — говорит героиня фильма «Сорок первый» Марютка главному герою поручику Говорухе-Отроку в исполнении Олега Стриженова. Конечно, первое, за что полюбили зрительницы артиста, — это необычной красоты, цвета неба, глаза. «Советский Ален Делон» — сравнивали его в нашей стране с другим, зарубежным красавцем. Сам Олег Александрович, когда его называли героем-любовником, возмущался: «Я играл заглавные роли, но они настолько разные! Ну какой герой-любовник мой Ривера в фильме «Мексиканец» или робот в картине «Его звали Роберт»?!» Еще молодой Стриженов, прекрасно понимая, что ему сразу же определили такое актерское амплуа, старался бороться с этими киноштампами.

Олег Стриженов в фильме «Мексиканец», 1955 год. Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Мало кто знает, но первая роль артиста в кино — это небольшой эпизод в картине «Спортивная честь», которую никто уже и не помнит. А в 1954 году он снялся в главной роли в фильме по известному роману Войнич «Овод» и сыграл с таким темпераментом, что всем сразу стало ясно: в СССР теперь есть актер с внешностью западной звезды и русским характером, хотя он и играл итальянца. Революционно настроенный романтичный герой покорил сердца зрительниц.

Актера на эту роль режиссер Александр Файнциммер долго не мог найти, перепробовал, казалось бы, всех молодых артистов советского кинематографа. Прознав про это, его друг, театральный режиссер Николай Акимов, посоветовал: «Вызывай из Таллина актера местного Русского драматического театра Олега Стриженова. Он тебе и сыграет Овода». К тому времени начинающий артист, окончивший театральное училище имени Щукина в Москве, был распределен работать в Эстонскую ССР.

— Когда пробовали Олега, я находилась в гримерке киностудии, — вспоминала актриса Татьяна Конюхова, у которой в свое время был короткий роман с артистом. — Вдруг в комнатку ввалилась какая-та шумная компания, где был и Стриженов. Мне он показался таким рыженьким, в веснушках, светлые брови, светлые ресницы. «Тоже мне, итальянец», — подумала я тогда. И вдруг на моих глазах случилась магия. Волосы ему покрасили сажей, завили кудри, надели костюм. Откуда-то темперамент появился. Ну вылитый итальянец! И сыграл сцену так, что на пробах ему даже аплодировали, что бывает очень редко.

На съемочной площадке «Овода» Стриженов встретился с актрисой Марианной Бебутовой, которая сыграла его возлюбленную Джемму. Между молодыми артистами вспыхнул роман и за пределами съемочной площадки. Сразу после съемок они поженились. На премьерных афишах их писали уже под одной фамилией.

— Я «познакомилась» со Стриженовым на экране, когда, учась в десятом классе, увидела его в «Оводе», — вспоминает его третья супруга Лионелла Пырьева. — Это было нечто не похожее на то, что я до этого видела. В кино тогда произошел какой-то перелом в плане того, что появился новый герой с лицом, совершенно не похожим на то, что было.

Середина пятидесятых, начало хрущевской оттепели. Советский кинематограф явно нуждался в новом герое, и вот он появился — Овод в исполнении Олега Стриженова. Все молодые люди хотели быть похожими на этого бесстрашного красавца. Даже стала очень популярна «стрижка под Стриженова» с открыток с изображением артиста.

Олег Стриженов в фильме «Овод», 1955 год. Фото: «Советский экран»/Fotodom

В следующем своем фильме «Мексиканец», где Стриженов сыграл уже мексиканского революционера Риверу, артист еще раз свел с ума зрительниц, показав свой голый торс. По сюжету его герой, чтобы заработать деньги на революцию, участвует в боксерском поединке. Актер отказался от дублеров и специально для съемок несколько месяцев тренировался с боксерами из сборной СССР. А в кадре его соперником был чемпион Геннадий Степанов. Для этой роли Олегу снова покрасили волосы в черный цвет. Снимали картину в Одессе и в Крыму, и под палящим южным солнцем бедный артист мучился: плавящаяся краска буквально прожигала голову. Но он терпел.

Кстати, во время этой работы в Ялте Стриженов познакомился с начинающей актрисой Лионеллой Скирдой. У них завязался роман. Однако из семьи уйти Олег не мог из-за дочери. А спустя несколько лет, когда все же решился, Лионелла была уже замужем за режиссером Иваном Пырьевым.

— Уникальная актерская фактура, уникальная! Многие голливудские актеры в подметки не годятся, потому что у него — идеальная внешность романтического героя, — делится Сергей Безруков, который сыграл с уже пожилым Олегом Александровичем в фильме «Вместо меня».

— Все его работы идеальные. Это настоящий герой.

Сам Стриженов на вопросы о редкой внешности приводил в пример отца, который, по его словам, был очень красивым. Офицер, высокий, стройный, с военной выправкой, хотя «из крестьян». По крайней мере, Александр Стриженов так указывал в документах, но есть подозрение, что таким образом он скрывал свое дворянское происхождение. А вот мама была действительно из дворянской семьи, училась в Смольном институте благородных девиц. То есть дворянская стать белого офицера у артиста не случайна.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разгрызенный полуостров Разгрызенный полуостров

Строго говоря, граница между Южной Кореей и КНДР проходит не по 38-й параллели

Дилетант
Великая подделка Габсбургов Великая подделка Габсбургов

На надгробии Фридриха III Габсбурга выбита аббревиатура AEIOU

Дилетант
Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти» Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти»

Мое поколение — счастливые люди

Караван историй
Бортич Бортич

Саша Бортич — об успехе, хейте и внутренней панк-девчонке на скейте

Собака.ru
Древняя ДНК указала на обмен генами между охотниками-собирателями Северной Африки и Европы Древняя ДНК указала на обмен генами между охотниками-собирателями Северной Африки и Европы

Население Восточного Магриба сохраняло преемственность от охотников-собирателей

N+1
Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться

Гендиректор ПАО «Вымпелком» Сергей Анохин — о будущем компании и её развитии

Ведомости
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц

Инженеры создали маску, способную изменять форму лица и цвет кожи

N+1
Все на высоте Все на высоте

Пять причин поспешить к маммологу

Лиза
К торговым войнам приготовиться К торговым войнам приготовиться

Как взаимные заградительные пошлины США и Китая отразятся на мировых рынках

Монокль
Прогулка по Казани Прогулка по Казани

«Третья столица» – одно из популярных направлений для короткого путешествия

Лиза
Природа вещей Природа вещей

Растения всегда интересовали Нину Самохину, и она решила создать бренд

Новый очаг
Юани и авось Юани и авось

Почему китайская валюта не заменила американскую на российском рынке

Деньги
Взрыв мозга: как нейрочипы изменят медицину Взрыв мозга: как нейрочипы изменят медицину

Какие нейрочипы с разным функционалом создают сегодня лаборатории и стартапы

Монокль
Вредные привычки и рак Вредные привычки и рак

Какие привычки значительно увеличивают риски развития рака гортани

Здоровье
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Нежные чувства Нежные чувства

Твой ребенок впервые влюбился. И, конечно, думает, что ты ничего не понимаешь

Лиза
Развлекая, вовлекай Развлекая, вовлекай

Как женщины создают мир, где новое поколение раскрывает таланты

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сотовая вязь Сотовая вязь

Постройка с запоминающимися формами и геометрическим орнаментом в виде сот

Идеи Вашего Дома
Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Когда вырасту Когда вырасту

Люди сегодня ищут место по душе, где будут замечать их, давать возможность расти

Новый очаг
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Ферментируй это! Ферментируй это!

Ферментированные продукты: зачем они нам и как их готовить?

Новый очаг
Лисица поймала рыбу-пилу Лисица поймала рыбу-пилу

Завезенные в Австралию обыкновенные лисицы могут охотиться на рыб-пил

N+1
Глеб Туричин: «Кораблестроителя надо учить руками» Глеб Туричин: «Кораблестроителя надо учить руками»

Ректор «Корабелки» — о цифровизации флота, кадрах и важности Арктики для всех

Ведомости
Семь лет спустя Семь лет спустя

Каким был брак Натальи Пушкиной с Петром Ланским, небогатым армейским офицером?

Дилетант
«Олимпийская трасса в Сочи для российских скелетонистов как песочница» «Олимпийская трасса в Сочи для российских скелетонистов как песочница»

Владислав Семенов о доходах и достижениях скелетона в эпоху санкций

Ведомости
Мюзикальная сказка Стамбула Мюзикальная сказка Стамбула

Увидеть дворец султана Сулеймана, колоритный восточный базар и величие Босфора

ЖАРА Magazine
Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

Петр Тодоровский о непростом пути в кинематограф

Ведомости
Открыть в приложении