Ольга Звагольская

Выпускница школы искусств Masters по специальности «арт-менеджмент», юрист и магистр конституционного права в анамнезе, Ольга Звагольская с мужем, IT-гуру Дмитрием Гачко, купили особняк на Литейном проспекте. Теперь это «Третье место» — мультифункциональное пространство, где проходят выставки, кинопремьеры и целая ярмарка молодого искусства Third Place Art Fair (участвуют не галереи, а сами художники, и свой арт-объект может купить каждый — цены демократичные!). Прямо сейчас одну из самых красивых площадок Петербурга ждет редевелопмент: в доме Нарышкина — Лопухиных — Победоносцева откроется культурный центр, ресторан высокой кухни и отель.
Как креативный редевелопмент заземляет лидеров IT
Культурное пространство «Третье место» занимает один из красивейших домов в Петербурге — с потрясающей сохранностью. И как вы нашли такую недвижимость?
У моего мужа — и по совместительству партнера по семейному IT-бизнесу ITG — Дмитрия Гачко есть хобби. После насыщенного рабочего дня он любит посидеть в ЦИАНе, посмотреть предложения по симпатичной недвижимости. Там он и увидел объявление о продаже особняка Лопухиных — Нарышкина.
И рука как-то сама собой потянулась в карман за портмоне.
Почти так и было! Когда мы продали наш облачный бизнес компании МТС и у нас появились свободные деньги для инвестиций, особняк буквально встал перед нашими глазами и потребовал рассмотреть возможность его покупки.
Какая мотивация была сделать эту не самую очевидную инвестицию в 350 миллионов рублей?
Люди из IT-сферы занимаются чем-то эфемерным, что невозможно пощупать, — поэтому им нужно заземляться. Так что каждый айтишник, который заработал, сначала откроет ресторан, а потом отель — чтобы можно было потрогать стул, стол и сказать: да, вот оно, мое!
А вы решили потрогать целый особняк!
На самом деле здесь, на Литейном, 62, — целый комплекс зданий и поздних пристроек. Есть охраняемая часть — особняк и его парадные залы. А есть неохраняемая, которую муж и рассматривал под отель: мы уже запустили гостиничную сеть Faces в исторических зданиях, и муж искал недвижимость для расширения. Дима спросил: займешься залами? А я как раз заканчивала обучение по программе «Арт-менеджмент» в школе искусств Masters и, конечно, подумывала о галерее: мол, буду делать выставки в белом кубе, чистеньком и идеальном. Так что это был вызов!
Также ты: вековая пыль в особняке Нарышкина.
Мое воображение рисовало: отреставрирую все за год-полтора — и буду делать красиво, как нас в Masters учили. Прошло пять лет, смотрю на себя и думаю: да как же можно быть такой наивной-то?
Мне кажется, если бы вы не были, скажем так, романтично настроены, вы бы к этому проекту никогда не подступились. Как прошла сделка? Выкупили особняк у банка, а банк когда-то приобрел здание у обанкротившегося «СУ-155». К 2020 году дом уже 20 лет стоял почти без отопления и пустым.
Въезжаете вы в особняк — и ни души?
Ну не совсем! На втором этаже сквотировали художники из группы «Фрукты»: они делали граффити с фруктами и подписывались Fruits. Когда мы пришли принимать особняк, они встретили нас словами: «А вы кто вообще?» — «Мы — новые собственники». «Фрукты» не растерялись: «Покажите документы!» Тогда растерялась я и трясущимися руками полезла в телефон искать выписки из ЕГРН. А в подвальчике жила бабушка! И видимо, она совмещала роли охранника и гения места: к нам еще долго приходили приличного вида господа, которые спрашивали бабку, а узнав, что она съехала, стремглав убегали!
Петербург такой Петербург! Предположу, что бабушка освоила народный редевелопмент и в 1990-х сдавала особняк под сходки-люкс! А как у вас обстоят дела с редевелопментом?
Проект приспособления особняка под современное использование для согласования с КГИОП мы делали четыре года. Да, долго! Задержались, потому что всерьез решили погрузиться в историю здания, чтобы сделать наш проект продуманным и качественным.
Кстати, я все время путаюсь! Как правильно называть ваш особняк — дом Нарышкина, особняк Лопухиных, обер-прокурорский дом?
У него много имен — и все, что ты назвала, плюс теперь еще «Третье место» — верные! А в конце XVIII века наш особняк стал одним из первых каменных зданий на захолустной в ту пору Литейной улице. Район назывался Русская слобода, здесь был Литейный пушечный двор и жили приближенные императорской семьи. Мы находили данные, что особняком владел откупщик Иван Логинов, приближенный к князю Потемкину и печально известный своими вечеринками. Как-то он проштрафился, был изгнан двором, и особняк перешел к Лопухиным (как мы знаем, первая жена Петра I — Евдокия Лопухина!).
Далее зданием владели Гурьевы, потом оно перешло к Нарышкиным, и уже при Эммануиле Дмитриевиче Нарышкине — это середина XIX века — модный архитектор Гаральд Боссе перестроил здание полностью. Бальный зал, ломберная, театральный — у Нарышкина был оркестр на 50 музыкантов. А к Белому залу Боссе пристроил галерею и поставил ее на венецианские чугунные колонны.
Эти дивные колонны — моя любовь!
А в то время их не приняли! Говорили: «Что за уродство Боссе устроил — это слишком современно». Нарышкин продал особняк в казну, и он был приобретен Духовным ведомством как квартира для обер-прокурора Святейшего синода.
Если есть высшие силы, то, видимо, они и согласовали тебе, бывшей работнице Конституционного суда, покупку особняка! Кто из самых известных обер-прокуроров здесь квартировал?
Константин Победоносцев — кстати, это его фраза: «Все есть искусство, даже выборы». Он занимал обер-прокурорский дом 27 лет — и даже пережил здесь покушение: эсер Лаговский стрелял в окно его кабинета с Литейного, пули попали в потолок, а Константин Петрович воскликнул: «Эти террористы совсем не умеют стрелять! Как они собираются управлять страной?!»
Уже известно как. И что устроили в особняке после революции?
Клуб железнодорожников имени Сталина. Кинотеатр. Музей Октябрьской железной дороги, который, когда разросся, переехал в 2000 году на Обводный и с тех пор особняк стоял пустым. И тут пришли мы, креативные девелоперы.
Вы купили особняк за 350 миллионов. Оценили реставрацию и приспособление в полтора миллиарда. Я правильно понимаю, что сейчас уже все эти цифры можно смело на три умножить? Креативные девелоперы — это те, кто вкладывается в недвижимость, не рассчитывая на прибыль?
И это тоже!
Вы действительно поступили максимально креативно — запустили общественное пространство «Третье место» летом 2020 года, не дожидаясь ни старта, ни конца реставрации особняка. Как это все сложилось?
Идеально — не по плану! Сначала мы открыли летний поп-ап-проект во дворе: инсталляция Алины Глазун «Страшновато», кафе с устрицами, шезлонги, лекции об искусстве, виджеи показывают проекты на циклопическом экране и, конечно, диджитал-артисты, все-таки мы выходцы из IT. Помню, медиахудожник Digital Moss в песке играл на синтезаторах, а люди вокруг грелись у костра — красота! Но вскоре петербуржцы начали буквально ломиться внутрь особняка: «Мы видели в интернете, что у вас там красивая лестница! Пустите! Что вы там от нас прячете?»