«Не каждый может придумывать что-то новое»
Испанец Дабиз Муньос – гастрономическая сенсация. У шефа четыре звезды гида «Мишлен» (три у DiverXO и одна у RavioXO) и национальное признание, его рестораны входят в тройку лучших в мире, и, судя по всему, Муньос только начинает. По просьбе «Правил жизни» председатель жюри The World’s 50 Best Restaurants в России, Восточной Европе и Центральной Азии Екатерина Пугачева поговорила с шефом о том, как устроена его внутренняя кухня.
Екатерина Пугачева: Мы давно знакомы, и мне кажется, что ты таким родился – со множеством идей и невероятной внутренней свободой, которая позволяет их выразить.
Дабиз Муньос: Я считаю, что способность творить – это тоже своего рода талант. И, как любой талант, эту способность необходимо тренировать. Ты можешь быть креативным от рождения, но, если не развивать свои способности, они никогда не проявятся по-настоящему. Поэтому я стараюсь быть креативным во всем, что делаю. Я постоянно подталкиваю себя к тому, чтобы создавать новые уникальные концепции. Когда меня спрашивают, как мне удается придумывать что-то новое, я отвечаю, что просто продолжаю учиться. Любому молодому повару я даю тот же совет: чтобы развивать свою творческую составляющую, надо изучать мир, читать, путешествовать, находить новые идеи. Когда я еду в новую страну, мне интересно все. Я пытаюсь понять, что и почему делают люди. Владение техникой – это одно, а понимание сути вещей – другое. Постоянное обучение может стать ключом к творческим процессам. Чем больше вы знаете – тем больше идей, тем проще прокладывать собственный путь.
Екатерина: Всегда ли этот путь должен быть авангардным? На последнем Madrid Fusion (крупнейший гастрономический конгресс. – «Правила жизни») парни из ресторана OSA говорили: «Если авангард не работает, вернись к традициям». Ты с этим согласен?
Дабиз: Во-первых, не каждый может придумывать что-то новое. Во-вторых, одновременно заниматься авангардом могут три, четыре, может быть, пять человек. Заниматься авангардом – значит найти и открыть новую дверь, которую раньше никто не открывал. Предположение коллег из OSA кажется мне очевидным. Но важнее другое. Если вы не можете создавать авангардные вещи, или не хотите, или у вас нет возможности – это не значит, что вы не творческий человек. Ребята из OSA создают отличные блюда. Они переосмысливают традиции, развивают их.
В мире полно выдающихся, современных, изобретательных ресторанов. Они предлагают что-то личное. Уникальное. Но, возможно, эти рестораны – не авангард. Становятся ли они от этого менее интересными? Конечно нет. А если ты делаешь что-то авангардное, это не делает автоматически тебя лучше традиционных шефов. Я повторю: молодые повара должны учитывать, что авангард доступен не многим.
Екатерина: Да, но сегодня каждый хочет удивлять. В первую очередь – своих коллег и гостей. Порой мне кажется, что авангард стараются сделать просто ради авангарда.
Дабиз: Я понимаю, о чем ты. Для меня существует большая разница между желанием быть современным и попыткой придумать что-то новое. Быть в авангарде – значит задать глобальный тренд, открыть дверь для новых возможностей, вдохновить людей.
Иногда молодым поварам кажется, что мерило их профессионализма – это количество наград или высокие места в рейтингах. А получить все это можно, только занимаясь авангардом. Но это не так. В мире полно ресторанов безо всяких звезд, которые предлагают замечательные, удивительные блюда. В Мадриде, например, есть повара, которые поняли, что можно стать великим, не работая в формате fine dining. Мне нравится такой подход.
В последнее время часто говорят, что fine dining исчезнет,