Лигу чемпионов и Тур де Франс создали журналисты. Рассказываем, как парижские газетчики дважды изменили спорт
1 июня «Реал» в 15-й раз в истории выиграл Лигу чемпионов. Первая победа случилась в далеком 1956-м, когда в Европе прошел экспериментальный турнир, придуманный влиятельными журналистами. Рассказываем, как он появился и при чем тут Тур де Франс
Громкое дело
На рубеже XIX и XX веках во Франции набирали популярность футбол, велоспорт и автогонки. На волне интереса к этим видам спорта появились тематические газеты. Старейшей считается Le Vélo, основанная в 1882 году редактором Пьером Жиффаром. Основным профилем журналиста была политика. Например, для Le Figaro Пьер писал о Первой русской революции 1905-1907 годов, а еще он дважды неудачно баллотировался во французский парламент.
Взгляды Жиффара были довольно консервативными. В 1894-м он встал на сторону обвинения в резонансном судебном процессе, вошедшем в историю как «Дело Дрейфуса». Разбирательство касалось капитана генштаба, который, по версии следствия, слил важные армейские документы немецкой разведке. Доказательства причастности Альфреда Дрейфуса к шпионажу сводились к почерковедческой экспертизе – других доводов на суде не представили. Попутно разгонялась антисемитская истерия, ведь офицер был евреем. Дрейфус утверждал, что он невиновен, но суд в итоге вынес суровый вердикт: разжалование и пожизненная каторга. В течение следующих лет вскрылись свежие свидетельства и улики, которые указывали на несправедливость приговора, что привело к оправданию офицера в 1906-м. Новые факты всколыхнули общество: политики, журналисты и деятели искусства (например, художник Клод Моне, писатели Эмиль Золя и Марсель Пруст) выступили в защиту Дрейфуса. Были и те, кто настаивал на его виновности. В их числе – Эдгар Дега, Анри Матисс и Жюль Верн.
К последним относился и Пьер Жиффар, который яро настаивал на вине офицера. Но финансировавший Le Vélo предприниматель и собственник автомобильной фабрики Жюль-Альбер де Дион был другого мнения. Он разорвал все связи с газетой и нашел бизнес-партнеров, чтобы основать новую, – Эдуарда Мишлена (сооснователя знаменитой шинной компании Michelin) и собственника мотоциклетного производства Адольфа Клемана. Так в 1900-м появилась L’Auto-Vélo, вскоре переименованная в L’Auto.