Как появилась Лига чемпионов и при чем тут Тур де Франс?

СНОБСпорт

Лигу чемпионов и Тур де Франс создали журналисты. Рассказываем, как парижские газетчики дважды изменили спорт

1 июня «Реал» в 15-й раз в истории выиграл Лигу чемпионов. Первая победа случилась в далеком 1956-м, когда в Европе прошел экспериментальный турнир, придуманный влиятельными журналистами. Рассказываем, как он появился и при чем тут Тур де Франс

Автор: Юрий Истомин

В сезоне 1955/56, когда «Реал Мадрид» впервые участвовал в клубном розыгрыше Кубка европейских чемпионов, «Реал» одержал окончательную победу над французским «Реймсом» со счетом 4:3. Командный портрет «Реала»
В сезоне 1955/56, когда «Реал Мадрид» впервые участвовал в клубном розыгрыше Кубка европейских чемпионов, «Реал» одержал окончательную победу над французским «Реймсом» со счетом 4:3. Командный портрет «Реала». Фото: Universal / Corbis / VCG via Getty Images

Громкое дело

На рубеже XIX и XX веках во Франции набирали популярность футбол, велоспорт и автогонки.  На волне интереса к этим видам спорта появились тематические газеты. Старейшей считается Le Vélo, основанная в 1882 году редактором Пьером Жиффаром. Основным профилем журналиста была политика. Например, для Le Figaro Пьер писал о Первой русской революции 1905-1907 годов, а еще он дважды неудачно баллотировался во французский парламент. 

Взгляды Жиффара были довольно консервативными. В 1894-м  он встал на сторону обвинения в резонансном судебном процессе, вошедшем в историю как «Дело Дрейфуса». Разбирательство касалось капитана генштаба, который, по версии следствия, слил важные армейские документы немецкой разведке. Доказательства причастности Альфреда Дрейфуса к шпионажу сводились к почерковедческой экспертизе – других доводов на суде не представили. Попутно разгонялась антисемитская истерия, ведь офицер был евреем. Дрейфус утверждал, что он невиновен, но суд в итоге вынес суровый вердикт: разжалование и пожизненная каторга. В течение следующих лет вскрылись свежие свидетельства и улики, которые указывали на несправедливость приговора, что привело к оправданию офицера в 1906-м. Новые факты всколыхнули общество: политики, журналисты и деятели искусства (например, художник Клод Моне, писатели Эмиль Золя и Марсель Пруст) выступили в защиту Дрейфуса. Были и те, кто настаивал на его виновности. В их числе –  Эдгар Дега, Анри Матисс и Жюль Верн. 

К последним относился и Пьер Жиффар, который яро настаивал на вине офицера. Но финансировавший Le Vélo предприниматель и собственник автомобильной фабрики Жюль-Альбер де Дион был другого мнения. Он разорвал все связи с газетой и нашел бизнес-партнеров, чтобы основать новую, – Эдуарда Мишлена (сооснователя знаменитой шинной компании Michelin) и собственника мотоциклетного производства Адольфа Клемана. Так в 1900-м появилась L’Auto-Vélo, вскоре переименованная в L’Auto. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении