Амнистия вслепую: что не так с планами правительства «простить» налогоплательщиков
Параметры налоговой амнистии, о которой впервые заговорил президент в февральском послании парламенту, несколько прояснились. Правительство направило в Думу разработанный Минфином законопроект о новой налоговой реформе, касающийся, в том числе, и этого сюжета. Однако, как считает адвокат и эксперт Института экономики роста имени Столыпина Дмитрий Григориади, о реальной амнистии речь пока не идет.
Какую амнистию хотел российский бизнес? Что он под ней подразумевал? Он хотел инструмент, который даст стимул для обеления. Ты добровольно сдаешься государству и начинаешь новую жизнь с чистого листа, за это тебе прощают прошлые грехи. Что предлагает государство? Вроде бы то же самое. Но стоит присмотреться внимательнее, как начинаются сомнения.
Прошлые грехи
Поправки в Налоговый кодекс, внесенные правительством в Госдуму, предполагают, что после 1 января 2025 года предприниматель может произвести «добровольное объединение доходов взаимосвязанных компаний для целей налогообложения». Иначе говоря, декларировать, что его ИП и юрлица, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН), даже если они формально принадлежат не ему, на самом деле никакие не ИП и отдельные юрлица, а части одного и того же субъекта налогообложения, который по сумме выручки теперь должен перейти на общую систему налогообложения (ОСНО).
Тут первый вопрос. Что следует сделать с упомянутыми ИП и ООО? Надо ли их принудительно исключать из реестров: ЕГРЮЛ и ЕГРИП? Или потребуется открыто зафиксировать долю владения в них одного лица, на которое консолидируется выручка, создавая тем самым некий холдинг? Без ответа на эти вопросы техника амнистии будет грешить юридическими провалами, но о решении пока не слышно.
Второй вопрос. «Добровольное объединение» — это, судя по описанию концепции Минфина, обещание учитывать в одной копилке доходы всех бывших субъектов УСН наперед — то есть начиная с 2025 года. Экономию на УСН за период 2022-2024 годов (такова глубина выездной налоговой проверки) государство согласно налогоплательщику оставить, лишь бы он раскаялся и пообещал больше не грешить. Но какова гарантия такого согласия? В какой момент налогоплательщик получит «окончательную» бумагу, и какие условия он должен для этого соблюсти?