Видеокарточный домик: как Nvidia стала главным бенефициаром нового бума ИИ
В конце апреля гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг лично привез новую серверную платформу DGX H200 в офис OpenAI, где его встретил глава компании Сэм Альтман. В обучении своих моделей OpenAI полностью полагается на разработки Nvidia, которая за последние полтора года стала одним из главных бенефициаров бума нейросетей — именно ее ускорители используют ведущие разработчики ИИ в мире. Отчеты компании за 2023 год показывают впечатляющие результаты: доходы удвоились, достигнув $60,9 млрд, а чистая прибыль выросла в семь раз, до $29,8 млрд. С рыночной стоимостью в $2 трлн Nvidia обошла таких гигантов, как Tesla, Amazon и Alphabet Inc. Руководитель прикладных исследований в VK Иван Самсонов рассказывает, как Nvidia смогла вырасти из компании, зарабатывающей на геймерах и потребительской электронике, в лидера ИИ-индустрии.
В начале 2000-х, с развитием персональных компьютеров, в IT-мире сложилась определенная картинка: за сложные задачи и программирование отвечали центральные процессоры. Например, до 2009 года в первой десятке самых мощных суперкомпьютеров были только модели с центральными процессорами. Графические ускорители (видеокарты) тем временем использовались только для отрисовки картинки.
Все изменилось в середине 2000-х благодаря двум ключевым событиям.
Во-первых, Nvidia и ее конкурент — AMD представили чипы со специальными блоками, способными, например, рассчитать, как луч света будет рассеиваться по поверхности. Однако это было все еще ориентировано на графику, а не на сложные вычисления.
Для использования видеокарт Nvidia программистам приходилось, по сути, переучиваться. Они оказывались в ситуации саксофонистов, которых попросили сыграть на шотландской волынке. Оба инструмента духовые, но их устройство и принципы игры на них отличаются так же, как отличалась разработка под процессор и видеокарту в начале 2000-х.