Надеяться и делать

Киношный, живой и человечный стрит-арт — то, без чего сложно представить себе эту страну. На фоне мягких зеленых полей и холмов, причудливых елок, у которых иголки растут в сторону неба, или же бескрайних серых пляжей — бетонные заборы, заброшенные фабрики, домики, изрисованные граффити. Это почти канонический португальский пейзаж.
В первый день съемок мы оказываемся на берегу океана в бывшем железнодорожном депо — мастерской художника Дэви Кампуша, известного как kampu5. Капли дождя барабанят в окна так, что заглушают наши голоса. На небо можно смотреть как на кино: в одну минуту почти что ночь, а в следующую солнце снова играет с радугой и бегущими марафон облаками. Волосы мокрые, в ботинках песок — мы три часа говорим о стрит-арте и о том, почему Португалия — не лучшая страна для современного художника.
Про свой путь
Мне нравилось рисовать с самого детства, и я всегда хотел заниматься искусством. Но в бразильском городе Салвадоре, откуда я родом, быть художником — дело инопланетное. Там сначала на столе должна быть еда, а у тебя — стабильная работа и квартира. Так что я восемь лет занимался графическим дизайном в Лондоне. Много заказов, большие клиенты, которые регулярно возвращались, — не то чтобы очень богато, но я жил хорошо и за это время привык к тотальному комфорту.
Путь от стабильной работы в Лондоне до своей маленькой студии на берегу океана в Португалии — ох, это тот еще путь. Но тогда я смертельно устал сидеть за компом целыми днями и вносить правки в стиле «это поставь чуть правее, а это чуть левее».

Сначала я переехал из Лондона в Португалию во время ковида и работал удаленно. Здесь жизнь гораздо дешевле, чем в Лондоне. Постепенно начал заниматься своим искусством и в какой-то момент решил сосредоточиться на нем и попробовать зарабатывать деньги с этого — вдруг получится? Чем больше времени я в это вкладывал, тем лучше это работало.
Сейчас уже четыре года как я зарабатываю на жизнь исключительно своим творчеством. Сто процентов, в такой работе гораздо больше вызовов и ответственности, особенно в Португалии. Мы — маленькая и небогатая страна, менталитет у людей другой, более консервативный. Зарабатывать на жизнь искусством сложновато, но, если прикладывать усилия и не бросать — все случается. Хотя местные до сих пор говорят: «О, да ты рисовать не умеешь!»