Заменили отцов на заводах
Во время Великой Отечественной войны сотни тысяч работников московских предприятий прямо с заводов уходили на фронт. Чтобы беспрерывно обеспечивать нужды армии, их места у станков занимали дети и подростки

Из-за мобилизации в городе почти не осталось работников. Только за первые три дня войны с предприятий на фронт отправилось около 71 000 москвичей.
Поначалу уменьшение их числа компенсировалось за счет внутренних ресурсов: были отменены отпуска, введены 12-часовые смены и график «один через один». Затем на предприятия стали привлекать молодежь – детей и подростков. Уже в первые годы войны доля тружеников тыла возрастом моложе 18 достигла 15%. А отдельные отрасли фактически держались на их плечах.
В столице были созданы учебно-производственные мастерские, в которых школьники получали заводские специальности и могли трудиться на благо фронта. В Москве и Подмосковье работало 129 ремесленных училищ и 29 школ фабрично-заводского обучения, которые уже в начале войны подготовили около 80 000 студентов. Кадры поставляли не только профессиональные мастерские. В июне 1941 г. газета «Правда» писала, что около 2000 школьников отправились на промышленные предприятия Москвы, чтобы заменить фронтовиков.
Тимуровская школа
Перед войной вышла книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герои которой помогали пожилым соседям и семьям красноармейцев. Под ее влиянием в стране появились школьники-волонтеры – только в РСФСР ими стали около 2 млн подростков. Тимуровцы воевали в партизанских отрядах, ухаживали за ранеными в госпиталях и работали на заводах.
Москва поощряла труд юных волонтеров. В августе 1941 г. в столице провели первый молодежный субботник в помощь фронту.
16-летняя Мария Рязанцева начала работать в самый тяжелый военный год – 1942-й. Изначально она поступила в ремесленное училище, но отправили ее не в аудиторию, а на Московский карбюраторный завод № 33 (ныне – Машиностроительное производственное объединение имени И. Румянцева). Там Мария стала сначала сверловщицей, а затем фрезеровщицей, токарем и наладчиком станков. По словам дочери юной труженицы Ольги Судовой, она жила в Коптеве, но из-за бомбежек трамваи туда ходили не всегда: «Поэтому ее с другими девчонками поселили в общежитие, это был маленький домик прямо на территории завода. Там они и спали после работы на матрасах, набитых соломой».
Москвичка Алимя Айнулина провела несколько месяцев в интернате в Загорске (сейчас – Сергиев Посад), куда из столицы эвакуировали подростков и детей. В 14 лет она по собственной инициативе пришла на московский завод № 23 (сейчас – Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева), но из-за юности и хрупкости получила отказ. Девочка расплакалась прямо в приемной, после чего начальник отдела кадров распорядился зачислить ее в цех гальванических покрытий: «Пусть плачет не здесь, а на рабочем месте».
С тех пор «реветь было некогда». «Завод строил и ремонтировал самолеты. Все детали для ремонта, каждая шайбочка – проходили через наш цех. И когда случался экстренный ремонт, у нас, по сути, вводилось казарменное положение – мы не выходили с завода по два-три дня. Было очень трудно, не спали, не отдыхали», – вспоминала Алимя. Работать было непросто, однако взрослые поддерживали юных работников как могли. В 1944 г. девушку на две недели отправили от предприятия в санаторий для восстановления сил.
Сиротский удел
Нередко к станкам вставали подростки, которым негде было жить и нечего было есть: многие в самом начале войны потеряли и дом, и кормильцев.
Тракторист Михаил Булдаков после смерти жены в одиночку воспитывал троих детей, его старшей дочери Лидии к началу войны исполнилось всего 12 лет. В августе 1941 г. Булдакова призвали на фронт, а в октябре немцы захватили деревню Лешково, где жила семья. По воспоминаниям Лидии, оказавшись в оккупации, дети пугались любого стука в дверь, пока в конце 1941 г. за порогом не появились советские бойцы. В 13 лет девочка перебралась из деревни в Москву и устроилась на столичный авиамоторный завод № 45 (сейчас – Производственный комплекс «Салют», входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию ГК «Ростех»). Она жила рядом с предприятием – в маленькой комнате общежития вместе с 13 работницами. В годы войны завод выпускал двигатели для «летающих танков» – самолетов-штурмовиков Ил-2. Здесь выпускают турбореактивные двигатели для отечественной авиации.
Еще 100 подростков, оказавшихся в интернате № 1 в подмосковном Костине, в сентябре 1943 г. приняла фабрика «Парижская коммуна». С октября 1941 г. она шила по тысяче пар армейских сапог и туфель в сутки для военных госпиталей. Сирот сначала зачислили в школу фабрично-заводского обучения, а затем направили на производство. Самые способные попали в профильный техникум.