Малыми силами
Или чем торгуют в немецком автомагазине

Гарц и его окрестности издавна считаются «сказочными» местами. Это, конечно же, Вернигероде, где на улицах и прилегающих дорогах можно увидеть на дорожных знаках не низко летящий самолет, а ведьму на метле – рядом находится гора Броккен, на вершине которой в Вальпургиеву ночь собирается всякая нечисть. Конечно же, Кведлинбург с его пряничными пятисотлетними фахверками – готовая декорация для экранизации средневековых сказок. Не так далеко и Хаммельн, в котором крысолов и его дудочка увели из города не только грызунов, но и детей.
В городе Хальберштадте, который называют «воротами в Гарц», я первый раз побывал в 1987 году, еще во времена ГДР, по студенческому обмену. Путешествуя по стране, мы каждый день посещали редакции всевозможных СМИ, сотрудники которых рассказывали о своей борьбе с идеологическим противником, который вот он, буквально рядом и говорит с тобой посредством радио и ТВ на том же немецком языке. В Хальберштадте мы гостили в редакции районной газеты. После официальной части пожилой дядька-фотограф предложил подняться на чердак и посмотреть его лабораторию. Мы долго карабкались по крутой деревянной лестнице. В фотомастерской, помимо различимых в свете красного фонаря увеличителей, глянцевателей, кювет и прочего доцифрового фотооборудования, можно было разглядеть кресло, из-под которого торчала веревка. «Тяните!» – скомандовал немецкий фотограф советским студентам. Потянули. На том конце веревки был деревянный пушечный лафет на колесиках, но вместо пушки на нем лежала бутылка водки. После первой рюмки фотограф признался, что несколько лет был у нас в плену и с тех пор не упускает случая «выпить с советскими товарищами».
В отличие от других городов Гарца, Хальберштадту серьезно досталось во время Второй мировой – в апреле 1945 года американская авиация разбомбила четыре пятых города. Тут еще в 1912 году трудилось немецко-британское предприятие по выпуску аэропланов Halberstadter Flugzeugwerke, после Версальского договора вынужденное перейти на выпуск мирного сельхозоборудования, но в конце тридцатых уступившее свои помещения компании Junkers. Поэтому вот так. С той поры, конечно, много бензина утекло, но, как оказалось, в плане техники Хальберштадт способен удивить и сегодня.
Красная полоска
На первый взгляд, автомобильное предприятие Boegelsack торгует всякой автомобильной экзотикой. На здании одного автосалона – их у фирмы в Хальберштадте несколько – еще висит вывеска «Lada». Когда-то здесь можно было купить и оранжевую экспедиционную «буханку». Сегодня на складе есть новые KGM, недавно появившиеся и в России, или китайские машины под пока малоизвестной у нас маркой Dayun. Но нас с коллегой заинтересовала техника, суть которой ну уж совсем не вяжется с общепринятым понятием «немецкий автомобиль».
Чтобы сразу не шокировать, начнем с «люкса» в белом, как и подобает шикарным автомобилям, кузове. Едет Urban Hopper Twin бесшумно, на пороге горит зеленая полоска, показывающая степень заряда батареи. По логике эта информация больше нужна водителю, нежели прохожим, но слов нет – красиво. Оптика светодиодная, сзади по моде последних лет фонари объединены в единую красную полоску. У электромобиля – двигатель развивает 4 кВт, то есть 5,4 л.с., – зачем-то даже есть безрамочная радиаторная решетка, как у какой-нибудь Omoda C7. Максимальная скорость – 45 км/ч. Запас хода на одном заряде батареи – до 90 км. Внутри – два вполне взрослых сиденья спереди и диван на двоих во втором ряду. Первое, что бросается в глаза, – огромный, чуть ли не во всю ширину торпеды тачскрин. Есть стереомузыка и даже кондиционер. Стоит китайское – а какое же еще? – чудо 9945 евро. Если вы думаете, что это дешево, то вот вам еще машина.