Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

В конце 2022 г. «Аэрофлот» решил создать отдельную компанию – «АФЛТ-системс», которая сконцентрировала бы на себе все компетенции по разработке IT-решений для авиационной отрасли. Это стало ответом на вызовы, связанные с необходимостью замещения зарубежного софта. Начав с точечных решений для авиаперевозчиков, компания собирается стать заметным игроком на рынке авиатеха – от цифровых сервисов для управления продажами до высоконагруженных систем для обеспечения производственных операций и взаимодействия с аэропортовой инфраструктурой. О будущем авиатеха и перспективных разработках «Ведомости. Инновациям и технологиям» рассказал гендиректор ООО «АФЛТ-системс» Денис Попов.
– Цифровизация и IT-разработки – далеко не новое направление для рынка авиаперевозок, скорее наоборот. Чем вызвано выделение профильных подразделений «Аэрофлота» в отдельную «дочку»?
– Выделение IT-разработки в отдельную компанию подчеркнуло переход этого направления на новый уровень зрелости в рамках группы «Аэрофлот». До этого перевозчик заказывал на стороне всю разработку программного обеспечения, использовал готовые решения. После того как западные вендоры ушли с российского рынка, аппетит отрасли к автоматизации существенно вырос. Для «Аэрофлота» это стало поводом превратить технологическую функцию в независимого игрока, который замещает западные продукты и создает новые высокотехнологичные сервисы на основе российских компонентов и решений, а также в ценный бизнес-актив, который в перспективе сможет генерировать прибыль.
– Для чего «Аэрофлоту» своя IT-«дочка»?
– Я бы выделил четыре основные причины. Во-первых, «Аэрофлот» хотел повысить гибкость и скорость запуска проектов: мы максимально прозрачны, хорошо понимаем задачи и имеем необходимые компетенции. Во-вторых, была поставлена цель выводить собственные IT-продукты на рынок. Мы можем это реализовать, одновременно создавая дополнительные источники дохода для группы. В-третьих, «Аэрофлоту» было важно повысить управляемость IT и прозрачность расходов. Этого проще было добиться через создание дочерней компании, получив синергию для компаний группы и четкое понимание стоимости владения, инвестиционной привлекательности проектов, возможность лучше отслеживать SLA (соглашение об уровне предоставления услуг. – «Ведомости. Инновации и технологии»).
В-четвертых, нужно было адаптироваться к рынку труда. Когда человек работает в аккредитованной IT-компании, он может получить льготную ипотеку, отсрочку от армии и другие преференции. Соответственно, при найме он скорее выберет ту компанию, где это возможно.
Кроме того, это еще развитие HR-бренда. Мы показываем, что «Аэрофлот» – это не только авиаперевозчики, пилоты, бортпроводники, но и гигантский пласт автоматизации процессов взаимодействия с клиентами, служб между собой, вылетов самолетов по расписанию и т. д.
«Наша цель – быть лидером отраслевой экспертизы в области авиатеха»
– Как вы определяете зону интересов «АФЛТ-системс»?
– Наша цель – быть лидером отраслевой экспертизы в области авиатеха. Этот термин возник у нас по аналогии с термином «финтех». В нашем понимании авиатех включает в себя сами авиакомпании, аэропорты, хендлинговые структуры (наземное обслуживание авиарейсов), подразделения, обеспечивающие текущий ремонт и поддержание летной годности воздушных судов, агентские сети и т. д.
Основной упор сейчас мы делаем на авиакомпании, но уже работаем с партнерами, для того чтобы консолидировать рынок в рамках авиатеха и давать максимально интегрированные, качественные решения для всех участников. Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации, обеспечивая при этом безопасность, эффективность и устойчивое развитие отрасли.