Искусственный коллега: как российские нейросети трансформировали бизнес и заменят ли людей алгоритмы

Пока весь мир следит за битвой DeepSeek и OpenAI, российские нейросети незаметно захватывают корпорации и бизнес. ИИ уже ведет собеседования с кандидатами, анализирует звонки продажников, создает презентации или посты, соблюдая tone of voice и стиль компании. Совместно с создателями телеграм-канала AI-factory и Conversations, конференцией по генеративному и разговорному ИИ мы составили карту отечественных ИИ-сервисов и обнаружили: то, что совсем недавно казалось научной фантастикой, стало офисной рутиной. Компании нанимают меньше сотрудников, так как большой объем работы выполняют алгоритмы. Но кто выиграет от этой трансформации, чего ждать дальше и как подобрать для себя нужный сервис? Детальный обзор российского ИИ-ландшафта — в спецпроекте «Инк».
ИИ-сервисы в России
Искусственный интеллект активно используется в компаниях и корпорациях, ему передаются задачи разного рода: от составления презентаций для клиентов до общения с кандидатами на собеседовании. И если использование зарубежных сервисов влечет за собой шлейф затруднений, то российские разработки вполне могут быть доступными и не уступающими по качеству западным аналогам инструментами для совершенствования бизнес-процессов.
Фабрика грез 2.0: нейросеть лучше дизайнера?
На российском рынке ИИ-помощников немалую долю занимают сервисы для генерации контента различного рода: видео, изображения, звуки и даже презентации. Если еще пару лет назад такие возможности нейросетей вызывали больше пользовательский интерес, то сегодня они вполне применимы для решения рабочих задач.
Возросший интерес к ИИ для генерации контента подтверждает создатель ИИ-инструмента для создания презентаций presentsimple.ai Алексей Сметанин. По его словам, в последнее время бизнес стал активнее пользоваться сервисом, в частности, те компании, которые хотят автоматизировать процесс подготовки презентаций, соблюдая при этом фирменный стиль и специфику своей сферы.
Алексей Сметанин,
создатель ИИ-инструмента для создания презентаций presentsimple.ai
«Мы активно работаем над интеграцией нашего продукта в корпоративные процессы клиентов, чтобы автоматизировать создание презентаций, экономя тем самым время и ресурсы. Также мы разрабатываем отдельные решения для малого и среднего бизнеса, чтобы даже небольшие компании могли удобно и гибко настраивать личный кабинет на платформе presentsimple.ai и упрощать процесс подготовки презентаций».
Сервисы для генерации визуального контента являются одними из популярных помощников в бизнесе. Такие инструменты широко представлены на российском рынке. Причем это не только классические ИИ-генераторы картинок для социальных сетей бренда или логотипа компании по текстовому запросу (какими являются «Шедеврум» от «Яндекса» и Kandinskiy от «Сбера»), но и специализированные сервисы. Например, «Метранпаж» умеет генерировать обложки или верстать книги, а Fabula AI создает карточки-инфографики для маркетплейсов.
Примеры презентаций, обложек книг и верстки с помощью нейросетей
ИИ-инструменты для создания видео или генерации звуков представлены не столь в большом объеме, а принцип работы у них довольно однообразный. Например, сервисы Anix и Visper генерируют анимацию или видеоролики по текстовому запросу или на основе изображений. А SaluteSpeech и SteosVoice способны озвучивать текст.
Карточки маркетплейсов, созданные Fabula AI
Малый и средний бизнес на автопилоте
Генерация контента — это только одна из граней ИИ-сервисов, представленных в России. Искусственный интеллект способен помогать в более узких и профильных задачах.
Отдельную нишу занимают ИИ-инструменты для маркетинга и продаж — в этих сферах искусственный интеллект применяется наиболее активно. Причем задачи, которые бизнес доверяет ИИ, варьируются от создания контента для корпоративного блога до автоматизации бизнес-коммуникаций и поддержки клиентов.
Как рассказал основатель oneboost.io Кирилл Подгорный, его сервис предназначен для автоматизации работы отделов продаж: он выполняет ИИ-аналитику звонков, помогая компаниям больше продавать.
Кирилл Подгорный,
основатель oneboost.io
«Портрет нашего целевого клиента выглядит так: это компании, у которых есть достаточное количество голосового трафика. Это в большей степени B2C-бизнесы, потому что именно в B2C подобных звонков больше. И это компании, у которых достаточно высокий средний чек, где ценность каждой продажи достаточно высока и ценность ошибки критична».
Подобный инструмент актуален для компаний из автобизнеса, сегмента онлайн-образования, медицины, торговли, e-commerce и компаний с похожими процессами. По словам Подгорного, за последний год кратно выросло число клиентов и изменились их характеристики: если раньше это были крупные организации, то теперь ИИ-аналитику внедряет малый и средний бизнес.