Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

МонокльБизнес

Есть на что строить

Для крупных инфраструктурных проектов наконец пора создать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации. Иначе мы рискуем остаться без высокоскоростных железных дорог, современных электростанций, верфей и прочих важных объектов

Евгения Обухова

Игорь Шапошников

Финансирование крупных и сложных проектов, которые критически важны для страны, но не смогут быстро окупиться, буксует все сильнее. Один из примеров — судостроение. Дефицит ОСК на период до 2030 года оценен в 1,029 трлн рублей, и еще около 1 трлн рублей требуется на модернизацию верфей в Санкт-Петербурге и строительство новых мощностей. Дивиденды по акциям ВТБ, принадлежащим государству, в ближайшие пять лет будут сразу направляться на докапитализацию ОСК — это, по оценкам главы ВТБ Андрея Костина, 500–750 млрд рублей. Еще 500 млрд «на поддержку производителей и заказчиков судов и комплектующих» выдаст в ближайшие пять-шесть лет федеральный бюджет. Остается триллион на развитие, и пока неясно, откуда его взять.

Другой пример: для национального проекта «Новые атомные и энергетические технологии» необходимо 1,4 трлн рублей инвестиций. При этом финансирование из бюджета пока подтверждено только в размере 190,5 млрд, и еще 230 млрд выделено дополнительно. Но остальное госкорпорация «Росатом» должна привлечь самостоятельно, что, как выразился ее глава Алексей Лихачев, «в нынешних финансовых условиях затруднительно», при том что для длительных, направленных на десятилетия проектов в атомной сфере крайне важно иметь сценарий устойчивого финансирования. В частности, «Росатому» непросто найти финансирование для плавучих атомных электростанций, чтобы успеть выйти с ними на мировой рынок раньше конкурентов: плавучие АЭС — уникальный проект, он не подходит ни под одну их существующих мер экспортной поддержки. «Нам нужны длинные деньги и разумная ставка кредитования», —заявил заместитель гендиректора госкорпорации, курирующий машиностроение, Андрей Никипелов (подробнее см. «Малые реакторы нацелились на большую долю», «Монокль» № 22 за этот год).

«Росатом» хочет поставлять на экспорт плавучие АЭС. На фото: «Академик Ломоносов», российская плавучая атомная теплоэлектростанция в Певеке. Александр Рюмин/ТАСС

Ситуация осложняется тем, что найденные в любых формах частные деньги при текущей ставке приводят к критичному удорожанию проекта, но публично это практически не обсуждается. Так, высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург, строительство которой должно начаться летом, предусматривает, что три четверти из необходимых на нее 2,35 трлн рублей поступят из внебюджетных источников: синдикат банков выдаст около 300 млрд рублей по льготной ставке 1% деньгами, которые получит из ФНБ на субординированные депозиты, и еще 1,5 трлн — по ставке на уровне ключевой + 3 п. п. (подробнее см. «Для ВСМ Москва — Петербург нашли интересную схему финансирования», «Монокль» № 15 за этот год).

Кредиты получат концессионер проекта «ВСМ Две столицы» на 21 год и заказчик поездов группа ГТЛК на 25 лет. По данным СПАРК, в 2024 году «ВСМ Две столицы» уже получила 122 млрд рублей займов, но процентов пока не уплачивала.

Более подробные детали неизвестны — скажем, есть информация, что «ВСМ Две столицы» начнет погашать кредит только с 2029 года, когда начнется эксплуатация дороги, но неясно, будет ли она до этого момента платить проценты по кредиту и когда проценты начнут начисляться. Но в любом случае это, пожалуй, единственный в мире опыт реализации крупного инфраструктурного проекта сроком более 20 лет в кредит по ставке 24%. Легко посчитать: если взять в долг 25 млрд рублей на 20 лет под 24% годовых и гасить равномерными платежами, сумма процентов составит 63 млрд, то есть проект подорожает в 3,5 раза. Если ставка составит 10%, проект дорожает чуть более чем вдвое. Адепты выбранного для ВСМ финансового механизма могут сколько угодно указывать на то, что ставка плавающая и со снижением ключевой она тоже опустится. Но последние десять лет реальная ключевая ставка только растет, и проект ВСМ может оказаться самым дорогим в мире.

Строительство ВСМ между российскими городами может серьезно изменить как наши привычки, так и всю экономику. Xinhua via Zuma

Неуловимый капитал

После того как мы ушли от практики прямого бюджетного финансирования крупных строек, мы так и не нашли работающую модель привлечения для таких проектов частного капитала. Одно время казалось, что выходом являются госкорпорации — они, в отличие от ФГУПа, станут собственниками переданных государством средств и имущества и будут стараться работать так же эффективно, как корпорации частные, в том числе будут кредитоваться в банках. Но, как показала практика, как только перед госкорпорацией встают задачи не просто эксплуатации имущества, а его преумножения и развития, финансовые ресурсы приходится выбивать с боем — даже из квазигосударственных банков.

Потом ставка делалась на государственно-частное партнерство. Но и тут оказалось, что для крупных и сложных проектов, где нет четких сроков окупаемости, оно не годится — так, по всей видимости, не состоялся совместный проект En+ и «Росатома» по созданию опытного энергоблока на основе свинцово-висмутового реактора на быстрых нейтронах мощностью 100 МВт от «АКМЭ-инжиниринг».

Минэкономразвития отчиталось, что объем ГЧП за 2024 год был рекордным, но все частные инвестиции в рамках таких соглашений составили 1,8 трлн рублей, и бóльшая часть из них — это те самые деньги банков для проекта ВСМ.

Так как деньги слишком дороги, ГЧП все больше смещается в сторону государственного финансирования. По данным «Росинфра», на конец 2023 года в России было 3,5 тыс. проектов ГЧП на 5 трлн рублей, и по 963 проектам на 3,9 трлн были предусмотрены капитальные гранты и возмещение из бюджета. «Концессионерами все чаще выступают компании, учрежденные местными корпорациями развития или органами власти, а сами проекты реализуются в отраслях, на которые распространяются федеральные меры поддержки и программы институтов развития», — говорилось в обзоре «Росинфра».

Получается так: государство раз за разом пытается вовлечь в проекты частный капитал, но его либо замещает тот же государственный, просто прошедший более долгий путь и «обросший» издержками для бюджета (в виде субсидий регионам), либо частный капитал требует рыночной доходности, вследствие чего проект резко дорожает и не реализуется. При существующей политике в отношении ключевой ставки государство всегда проигрывает, так как, пытаясь играть по правилам рынка частного капитала, всегда оказывается крайним. Хрестоматийный уже пример — льготная ипотека: стремясь поддержать строительный сектор, государство ввязалось в субсидирование ипотечного спроса и теперь будет из года в год платить банкам триллионы рублей, компенсируя им разницу между льготной ставкой по ипотеке и рыночной, коррелирующей с ключевой. Между тем в таком механизме нет необходимости: банки спокойно живут с кредитами, выданными под 8–10% во времена низких ставок.

С осторожностью стоит относиться и к опыту Китая по строительству высокоскоростных дорог — оно велось преимущественно на заемные деньги и стало причиной резкого роста долга китайских регионов. До 2004 года в КНР использовали модель прямых инвестиций из бюджета, но потом большинство крупных проектов перешли на модель акционерного капитала. Китайская железнодорожная корпорация (CRC) через свои дочерние компании, такие как China Railway Investment Corporation, формировала совместное предприятие с местным правительством, иногда с небольшим участием частных страховых или иных корпораций, 50% денег шло за счет акционерного капитала партнеров СП и 50% — за счет кредитов от китайских банков. В Китае это называется «сотрудничеством железных дорог и местных органов власти». При этом для взносов в акционерный капитал сама CRC и регионы занимали деньги. В итоге Китай очень быстро построил самую длинную в мире сеть ВСМ, но China State Railway Group в 2024 году имела под 900 млрд долларов (более 6 трлн юаней) долгов и была вынуждена поднимать цены на билеты. Тем не менее исследователи указывают, что китайские ВСМ в пересчете на 1 км пути оказались дешевле европейских и цены на билеты там намного ниже, чем в ЕС.

Возможно, российскому бюджету действительно нет необходимости финансировать крупные инвестиционные проекты в транспорте и других важных отраслях напрямую — в конце концов, только у банков на счетах находится 58 трлн рублей средств физлиц (из них 36 трлн на депозитах) и 60 трлн средств юрлиц. Задача в том, чтобы через финансовые инструменты перераспределить их, направив сравнительно небольшую часть на важнейшие проекты. Сразу отметем привычное возражение банков: это-де средства короткие, а поэтому в длинные проекты, на 20 лет и более, они вложены быть никак не могут. Во-первых, выдавать из этих средств ипотеку на 30 лет банкам почему-то ничто не мешает. А во-вторых, ценные бумаги для того и нужны, чтобы их можно было при необходимости продать в любой момент.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из Москвы в Питер на деньги синдиката Из Москвы в Питер на деньги синдиката

Как устроен механизм финансирования ВСМ Москва — Санкт-Петербург

Монокль
Город, который дает то, что нужно Город, который дает то, что нужно

Размышления москвича Григория Туманова о магии Петербурга

СНОБ
Тарифная суматоха Трампа Тарифная суматоха Трампа

Координаты пространства конфликта, разгоревшегося в международной торговле

Монокль
Способ приготовления кофе влияет на продолжительность вашей жизни Способ приготовления кофе влияет на продолжительность вашей жизни

Какой способ приготовления кофе сохраняет защитные эффекты напитка?

ТехИнсайдер
Художник и знаток Художник и знаток

Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг света
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Как все успеть и не сойти с ума! Как все успеть и не сойти с ума!

Пройди наш тест и узнаешь, какая стратегия победы над стрессом подходит тебе

Лиза
По времени и пространству По времени и пространству

Добавляем пять книжных путешествий в летний ритм жизни

Seasons of life
5 фраз, которые мгновенно выдают неуверенного в себе человека — и как научиться звучать уверенно 5 фраз, которые мгновенно выдают неуверенного в себе человека — и как научиться звучать уверенно

Каких именно слов и выражений стоит избегать, чтобы речь звучала тверже

VOICE
Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной Фильму «Бэтмен. Начало» — 20. Как Нолан перепридумал комикс, сделал экранную супергероику серьезной

«Бэтмен. Начало»: масштаб фильма и его влияние на массовую культуру

Правила жизни
Неожиданное преимущество веганства для женщин Неожиданное преимущество веганства для женщин

Растительная диета полезна для поддержания здоровья в долгосрочной перспективе

ТехИнсайдер
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
Сколько лет самому старому ныне летающему самолету ВВС США: даже знатокам будет трудно угадать! Сколько лет самому старому ныне летающему самолету ВВС США: даже знатокам будет трудно угадать!

Какой самый старый ныне летающий самолет в военной авиации США

ТехИнсайдер
Вологжане, куряне и рушане: как правильно называть жителей разных городов России Вологжане, куряне и рушане: как правильно называть жителей разных городов России

Рассказываем о необычных, но правильных названиях жителей разных городов России

ТехИнсайдер
Китайская оценка Китайская оценка

«Русал» получил третий китайский рейтинг в этом году

Ведомости
Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт

Как искренность превратилась в перформанс?

Forbes
«Подарок» с подвохом: что делать, если на банковскую карту поступили деньги от незнакомца «Подарок» с подвохом: что делать, если на банковскую карту поступили деньги от незнакомца

Что стоит за отправленными деньгами от незнакомца и как правильно действовать

ТехИнсайдер
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам

Как импульсивные покупки из любопытства меняют рынок современного искусства

Forbes
Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда» Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда»

Всю жизнь папа учил меня говорить правду, не жить во лжи

Коллекция. Караван историй
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
«Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами «Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами

Отрывок из «Дневника невидимки» — романа о том, как оставаться собой

Forbes
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
В инвестициях наметился приток В инвестициях наметился приток

Благодаря чему происходит рост инвестиций и активности на фондовом рынке

Ведомости
Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии

Как общество относится к рассказам женщин о травматичном опыте?

Forbes
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
На острие высоких технологий На острие высоких технологий

Передовые разработки демонстрируют технологический потенциал столицы

Ведомости
В европейском духе В европейском духе

Дом в стиле конструктивизма, построенный в 1931 г. таил сюрпризы…

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении