Наши на Западе: как Америка влюбилась в венгерские «Икарусы»
Много вы знаете автомобильных марок, которые бы лидировали одновременно и в СССР, и в США? Автобусы Ikarus – именно такая история. А в Америку их привел, как ни странно, авиастроительный концерн McDonnell Douglas.

Если вы застали советские времена или хотя бы девяностые годы, Ikarus вам представлять не нужно. Молодым читателям напомню, что этот автозавод был главным производителем автобусов для всего соцлагеря вокруг СССР, включая сам Советский Союз.
Начало: авиация
Странная эта история началась в конце 1960-х, когда отношения между капиталистическим Западом и социалистическим Востоком потеплели. Пользуясь моментом, McDonnell Douglas предложил правительству Венгерской народной республики закупать его новейшие авиалайнеры MD-10. С ними венгерское государственное авиапредприятие могло бы на равных конкурировать с западными перевозчиками.
Те бы и рады, но валюты, чтобы расплачиваться за самолеты, у небогатой социалистической страны не было. Значит, нужно обмениваться продукцией.
Нефтяной кризис и автобусы
В кризис 1973 года бензин подорожал, и в Америке резко выросла популярность общественного транспорта. Возник дефицит автобусов, да не обычных, а сочлененных – у нас их называли «гармошки». А Ikarus как раз такие автобусы делал для Советского Союза тысячами. McDonnell Douglas вызвался помочь наладить их экспорт за океан – и стороны ударили по рукам.