Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

МонокльБизнес

«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Российская компания «Герофарм» увеличивает выпуск аналогов западных препаратов, а также новых лекарств собственной разработки. Ее ближайшая цель — стать первым в мире производителем всех известных видов инсулинов

Александр Лабыкин

Основатель и генеральный директор компании «Герофарм» Петр Родионов: «Мы можем хоть сейчас заместить дефицитные импортные препараты»

Компания «Герофарм» занимает первое место в стране по продажам инсулина в упаковках и второе место по объему продаж в денежном выражении. Компания экспортирует инсулин в 14 стран мира и планирует дальнейшую международную экспансию. К настоящему времени «Герофарм» заместил практически все виды инсулинов от иностранных производителей и сейчас разрабатывает не имеющий аналогов в мире инновационный инсулин с недельным действием — это прорывная технология, позволяющая пациентам с сахарным диабетом делать инъекцию всего раз в неделю.

Основанная в 2001 году выпускником СпбГУ и Йельского университета Петром Родионовым петербургская компания «Герофарм» начинала свой бизнес с оборота в 150 тыс. рублей. С командой единомышленников Петр Родионов по договору с Военно-медицинской академией начал разрабатывать, а потом и производить препарат для восстановления функций центральной нервной системы «Кортексин» и средство для регенерации сетчатки глаза «Ретиналамин». В 2003 году совместно с ОАО «Национальные биотехнологии» (созданное еще в 1998 году совместное предприятие Минздрава и «Газпрома») «Герофарм» наладил выпуск первого в стране генно-инженерного инсулина человека (на основе ДНК людей, а не животных) — ринсулина — по принципу полного цикла. Благодаря этим контрактам «Герофарм» к 2008 году довел свой оборот до 1 млрд рублей. А уже в 2013-м компания первой в России начала масштабный выпуск инсулина по полному циклу на своей первой производственной площадке в Оболенске.

Сейчас в активе компании, штат которой составляет свыше 1700 человек, — собственный завод в Оболенске и завод в Пушкине (Санкт-Петербург, построен в 2017 году), где выпускается 35 видов фармпрепаратов в области эндокринологии (из них 14 видов инсулинов), неврологии, офтальмологии, гинекологии, урологии и орфанных заболеваний. А также свой R&D-центр, где разрабатывают еще около полутора десятков фармпрепаратов. Выручка компании в прошлом году составила 19,1 млрд рублей, это более чем на 40% превышает показатель позапрошлого года (12,9 млрд рублей).

Российский рынок инсулинов емкостью около 30 млрд рублей «Герофарм» делит (имея долю в 27% в денежном выражении) в основном с локализованными в России французской Sanofi, датской Novo Nordisk и российскими «Фармстандартом» и «Медсинтезом» (всего же в стране свыше десятка производителей инсулинов). От последних двух производителей инсулинов из топ-5 «Герофарм» выгодно отличается тем, что делает субстанции для препаратов самостоятельно внутри страны.

В прошлом году часть выручки компании обеспечил препарат от ожирения «Семавик» (семаглутид) — его производство «Герофарм» наладил в 2023 году взамен популярного в мире препарата «Оземпик», который его оригинатор Novo Nordisk вывел с российского рынка. «Герофарм» тогда получил от правительства принудительную лицензию на семаглутид (выдается в случае отсутствия на рынке замены выводимому с рынка препарату) и стал продавать свой препарат на 26% дешевле оригинала. А с прошлого года «Герофарм» развернул кампанию по принудительному отзыву лицензий у иностранных фармпроизводителей через суд, считая, что они продают в России препараты от редких болезней в недостаточных объемах и по неприемлемым ценам. Под прицел кампании попали препараты для лечения мышечной дистрофии аталурен и рисдиплам от компаний PTC Therapeutics и Roche соответственно. А также препараты от гепатита С велпатасвир и софосбувир компании Gilead и гразопревир от компании Merck и еще ряд лекарств от редких и социально значимых заболеваний. Сейчас «Герофарм» также судится с американской Eli Lilly по поводу выдачи принудительной лицензии на препарат от ожирения «Мунджаро», аналог которого «Герофарм» две недели назад уже начал продавать. При этом основатель и генеральный директор «Герофарма» Петр Родионов уверен в своей правоте, полагая, что его компания может заместить все аналогичные препараты хоть завтра, чтобы сделать их доступнее для пациентов.

О том, как вырос один из флагманов импортозамещения и как российские компании могут бороться за внутренний рынок, мы беседуем с Петром Родионовым, которого на рынке знают как очень рискового предпринимателя.

— Петр Петрович, расскажите, как вы отважились выйти с собственной разработкой на рынок инсулинов? Что представляла собой компания тогда, в 2013 году, и на какие показатели оборота и выручки вы вышли по итогам прошлого года?

— Периодически задумываюсь, как я мог на это решиться. Но и тогда и сейчас ответ у меня один: надо быть фаталистически оптимистичным, то есть быть полностью уверенным, что все получится. Когда мы с командой принимали это решение, мы понимали, что выходим на рынок, полностью поделенный между тремя мировыми компаниями. Это французская Sanofi, датская Novo Nordisk и американская Eli Lilly.

Кроме того, скептически были настроены и наши врачи, и сообщества пациентов, говорившие всюду, что невозможно создать в России свой инсулин. Но потом выяснилось, что такие мысли им внушали те самые западные компании: якобы нельзя сделать в России качественные инсулины, эффективно помогающие при диабете, и очень опасно так экспериментировать. Да и знакомые мне говорили: «Зачем? До тебя люди уже пытались делать инсулин, и ни у кого не получилось, только скандалы были».

Но мы все же решили создать надежную технологию производства инсулина, и сразу по полному циклу — от синтеза белковой субстанции инсулина до его готовой формы. В результате в 2013 году мы открыли свой первый завод в Оболенске, а в 2018-м — завод по производству субстанций для всех видов инсулинов в Пушкине Санкт-Петербурга. За прошедшее время наша доля на рынке инсулинов России достигла 27 процентов, это второе место после компании Sanofi в рублях и первое — в упаковках. Но думаю, в этом году мы опередим и их.

Мощности завода в Пушкине Санкт-Петербурга позволяют обеспечить 100% потребности страны в инсулине

— К этому есть предпосылки? И почему вообще инсулинов надо так много видов — сразу четырнадцать?

— Предпосылки есть, поскольку мы стремимся максимально удовлетворить существующий спрос по всей линейке препаратов для лечения диабета. Чтобы избежать необходимой перестройки пациентов на лекарственные средства с другими характеристиками действия и особенностями применения, мы разработали собственные аналоги практически всех существующих видов инсулина. Именно за счет предложения целого спектра аналогов мы завоевали свою долю рынка. В прошлом году мы зарегистрировали последний из представленных иностранцами в России инсулин короткого действия (предназначен для контроля уровня сахара после приема пищи, инсулин длительного действия обеспечивают стабильный контроль сахара в течение суток. — «Монокль»).

Годом ранее, в 2023-м, мы вывели на рынок ультракороткий инсулин «РинФаст Ник» — биоаналог препарата «Фиасп» от Novo Nordisk. В начале этого года мы также зарегистрировали сверхбыстрый инсулин «РинЛиз Рапид», это биоаналог оригинального препарата «Люмжев» компании Eli Lilly, который в Россию официально прежде и не поставляли вовсе. Уже сейчас наш инсулин доступен пациентам. Одним из ключевых преимуществ нового сверхбыстрого инсулина является возможность его введения непосредственно перед приемом пищи или в течение 20 минут после, что значительно упрощает жизнь пациентов и позволяет им более гибко планировать свой рацион. Теперь в портфеле «Герофарма» есть полная линейка «коротких» и «ультракоротких» инсулинов, представленных в России.

Нам осталось закрыть еще две позиции по инсулинам сверхдлительного действия, но на них пока действует лицензия других производителей (это инсулины «Деглудек»). Но когда мы зарегистрируем их в 2026 году, мы станем первой компанией в мире, которая производит линейку аналогов всех существующих видов инсулинов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ВСМ откроет дорогу в Арктику ВСМ откроет дорогу в Арктику

Скоростная магистраль простимулирует арктические перевозки в России

Монокль
Мы рассматриваем возможность стратегических партнерств и M&A-сделок Мы рассматриваем возможность стратегических партнерств и M&A-сделок

Как платформы меняют правила игры на рынке недвижимости

Эксперт
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Домой, в Павловск Домой, в Павловск

Как ищут утраченные произведения искусства из коллекции Павловского дворца

СНОБ
От Севастополя до Галлиполи От Севастополя до Галлиполи

«Что для вечности временность гибели?» — духовное положение Белых в изгнании

Дилетант
Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера? Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера?

Альцгеймер: как распознать на ранних этапах и встречается ли он у молодых?

Правила жизни
«Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы «Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы

«Мадагаскар»: след в истории и головокружительный успех

Правила жизни
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
Как принудительные браки становятся способом избежать уголовного наказания Как принудительные браки становятся способом избежать уголовного наказания

Как традиции позволяют преступникам избежать ответственности через браки

Forbes
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы

Стоит ли возвращать уволившихся сотрудников, и как это правильно сделать

Forbes
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
«Все неправда!» Тайная причина, почему ни один мотоцикл не ездит быстрее 300 км/ч «Все неправда!» Тайная причина, почему ни один мотоцикл не ездит быстрее 300 км/ч

Почему у мотоциклов есть ограничения по скорости?

ТехИнсайдер
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
Андрей Могучий Андрей Могучий

Режиссер главного спектакля десятилетия, Андрей Могучий

Собака.ru
Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать

Большой угрозы укус осы не представляет, но есть исключения

РБК
История продолжается История продолжается

В этом интерьере соединились элементы «родной» архитектуры дома и mid-century

Идеи Вашего Дома
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
Андрей Обрезан Андрей Обрезан

Андрей Обрезан за 15 лет создал сильнейший бренд по всей России

Собака.ru
Павел Попов: «Самое главное в творчестве – уйти от эгоизма» Павел Попов: «Самое главное в творчестве – уйти от эгоизма»

Павел Попов: как его изменила новая роль и что дает артисту работа в кино

Ведомости
Слишком далеко зашли Слишком далеко зашли

Чтобы веселая экскурсия не превратилась в опасную гастроль, изучи советы юриста

VOICE
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
От аэропорта до курицы От аэропорта до курицы

Джон Кеннеди стало одним из самых популярных имен для наречения улиц и школ

Дилетант
Надо поднажать Надо поднажать

Коруги, буккальный и другие – актуальные массажные техники для лица и тела

VOICE
Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса

Интервью самого нестандартного российского коллектива — musicAeterna

Собака.ru
Ирландский клан Ирландский клан

Как потомки ирландских эмигрантов Кеннеди добились «звёздности»?

Дилетант
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами

Астрономы описали класс рекордно ярких транзиентов

N+1
Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать

Как именно работает искусственный интеллект в финансовом секторе

Inc.
Открыть в приложении