Режиссер главного спектакля десятилетия, Андрей Могучий

Собака.ruКультура

Андрей Могучий

Андрей сфотографирован в Большом драматическом театре на Фонтанке, которому в прошлом году исполнилось 105 лет. Здание в стиле необарокко (архитектор Людвиг Фонтана, 1877 год) театр, созданный по инициативе писателя Максима Горького, поэта Александра Блока и актрисы МХТ Марии Андреевой, получил в 1920 году

Режиссер главного спектакля десятилетия — сенсационного трагифарса «Холопы» по полузабытой пьесе Петра Гнедича — Андрей Могучий ювелирно жонглирует жанрами и демонстрирует безупречное владение крупной формой и работой с пространством. Авангардист и экспериментатор всю жизнь исследует и строит новый театр: в 1989-м выпускник радиотехнического факультета ЛИАПа, а затем кафедры режиссуры и актерского мастерства ЛГИТМиКа создал независимую группу «Формальный театр», основал лаборатории молодой режиссуры, работал с оперой и балетом, ставил моноспектакли и цирк, а потом взял и перепридумал БДТ: «Губернатор», «Материнское сердце» и «Холопы» — стали легендами репертуара. В последних он показал на академической сцене сложносочиненную и многоуровневую историю, где соединились все его любимые приемы: эксцентрика и гротеск, «монтаж аттракционов», игры со временем и пространством, музыкальность. Автор журнала «Сеанс» Екатерина Трус отправилась к мастеру и узнала, чтó время делает со спектаклем (и с человеком).

Молодые и бóрзые

С чего у вас все начиналось в театре, Андрей Анатольевич?

В 1980-е единственно правильным движением в театре мне казалось почти религиозное служение, самоисследование. Мы тогда много пафосных слов говорили: театрритуал, паратеатр.

У нас были какие-то видеозаписи тренингов Гротовского (Ежи Гротовский — польский режиссер и педагог, один из главных реформаторов и теоретиков театра ХХ века, выбрал своим методом синтез актерской игры, психотерапии и ритуала. — Прим. ред.), на машинке напечатанные самиздатские тексты Михаила Чехова (актер, педагог, автор книги «О технике актера», после эмиграции из России преподавал в собственной школе в Калифорнии, был номинирован на «Оскар» за роль в фильме Хичкока «Завороженный». — Прим. ред.), к нам приходили разные «носители истины» и обучали восточным практикам. Мы занимались трансовыми состояниями — для нас тело было основой для изучения себя, хоть и были мы в этом смысле абсолютными дилетантами.

Это было удивительное время. Мы могли себе позволить по шесть часов в день заниматься подробными глубокими процессами существования. Такая почти наука, фундаментальное искусство, если применима такая формулировка. И никакой зритель нам, молодым и борзым, был не нужен. Несколько лет так прошло. В результате процесс себя исчерпал, надо было бы уже что-то внятное сделать. Спектакль какой-то. И я поставил «Лысую певицу» Ионеско (одно из ключевых произведений «театра абсурда». — Прим. ред.). Поставил и понял, что спектакль не имеет никакого отношения к тому, чем мы занимались все эти годы — в процессе его создания использовались совершенно иные механизмы. Позже Кристиан Люпа (польский режиссер и сценограф, сделал своим методом не игру, а сценическое существование актеров на сцене и прием спонтанного действия. — Прим. ред.) со своими «танцами тела» соединил для меня несоединимое. А тогда у меня возникло неприятное ощущение о зря потраченном времени, так как одно не проросло в другом, не нашло выход. Случился разрыв, семилетний срок — предельный для существования «секты». Я это именно «сектой» и называю. Мы внутри слишком помешались, и фанатизм этот начал приносить урон. Какаято связь друг с другом, с «тонкими мирами» закончилась, я это остро почувствовал.

Спектаклем «Лысая певица» начался совершенно другой период жизни, который, в каком-то смысле, длится до сих пор — период постановочного театра. В 1989 году возник «Формальный театр», мы называли себя «Группа “Формальный театр”», и в нем было что-то от роккультуры, от принципа существования музыкальных групп. «Лысая певица», Orlando Furioso и «Школа для дураков» — самые знаковые для меня работы, по ним можно определить периоды истории «Формального театра», проследить ход поколений.

Стереоскопические картинки

С чего началась ваша автономная от независимого «Формального театра» жизнь?

По приглашению Фокина я пришел в Александринку (Валерий Фокин тогда был художественным руководителем. — Прим. ред.). Он меня впустил в волшебный мир федерального театра, я впервые начал зарплату получать. Он очень много для меня сделал. Во всех смыслах: профессии, возможностей, не-вмешательств, режиссерской свободы, уровня доверия. Он позволял мне работать так, как мне нравится. Фокин владеет фантастической способностью шлифовать спектакли, расставлять в них недостающие знаки препинания. Когда он видит уже какой-то результат, то может сделать дватри замечания, буквально полслова — и все встает на место. И это, конечно, очень круто. Такой мой старший брат. В целом, в Александринском театре прошли самые спокойные, беззаботные годы моей художественной жизни. У меня не было никаких административных обязанностей или бюрократических хлопот. Я просто делал то, что хотел.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сыендук Сыендук

Создатель диджитал-вселенной имени себя Сыендук УЖЕ разобрал на атомы Labubu

Собака.ru
Домой, в Павловск Домой, в Павловск

Как ищут утраченные произведения искусства из коллекции Павловского дворца

СНОБ
Прекрасная эпоха Прекрасная эпоха

Премьерный балет «Две Анны» – посвящение двум великим женщинам Серебряного века

Grazia
«Все неправда!» Тайная причина, почему ни один мотоцикл не ездит быстрее 300 км/ч «Все неправда!» Тайная причина, почему ни один мотоцикл не ездит быстрее 300 км/ч

Почему у мотоциклов есть ограничения по скорости?

ТехИнсайдер
Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда» Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда»

Всю жизнь папа учил меня говорить правду, не жить во лжи

Коллекция. Караван историй
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Больше заботы, меньше риска: почему родители все чаще хотят девочек, а не мальчиков Больше заботы, меньше риска: почему родители все чаще хотят девочек, а не мальчиков

Что может стоять за желанием родителей завести девочку, а не мальчика?

Forbes
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
Как в лучших домах Как в лучших домах

Альпийская горка своими руками: простые идеи для новичков

Лиза
Удобрения на высоте Удобрения на высоте

Что негативно влияет на финансовые результаты компаний рынка удобрений

Ведомости
Nocow Nocow

Nocow о ведьмачьих балладах и о том, как превратить музыку в большую поэзию

Собака.ru
Наталья Сухотерина Наталья Сухотерина

Как Наталья Сухотерина придумала кожанки, которые хотят все

Собака.ru
Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла» Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла»

Я актриса, которая может свою роль срежиссировать сама

Коллекция. Караван историй
Ад и рай Чехова Ад и рай Чехова

Дом-музей Антона Чехова — как жил и творил великий писатель?

Отдых в России
Китайская оценка Китайская оценка

«Русал» получил третий китайский рейтинг в этом году

Ведомости
Все оттенки приватности: как не превратить забор вокруг дома в клетку Все оттенки приватности: как не превратить забор вокруг дома в клетку

Как при установке забора или шлагбаума у дома не нарушить закон

Inc.
Умное добро Умное добро

Как не попасть в сети мошенников, занимаясь благотворительностью

Лиза
Не дай себе захоснуть Не дай себе захоснуть

Что и сколько пить в жару

Лиза
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Когда день не становится ночью Когда день не становится ночью

Что происходит, если сбиваются биологические часы организма?

Здоровье
Ксана Ковалева Ксана Ковалева

Ксана Ковалева — cверхновая супергероиня петербургского контемпорари-танца!

Собака.ru
Мальдивские мотивы Мальдивские мотивы

Отправной точкой интерьера стала фотография c отпуска на Мальдивских островах

Идеи Вашего Дома
Биомаркеры болезней сердца предсказали риск возникновения рака Биомаркеры болезней сердца предсказали риск возникновения рака

Какие биомаркеры сердечно-сосудистых заболеваний могут ускорять развитие рака

N+1
Лучшие сериалы про мафию Лучшие сериалы про мафию

Сериалы про мафию: на тот случай, если вы устали пересматривать «Бригаду»

Maxim
Искусственный коллега: как российские нейросети трансформировали бизнес и заменят ли людей алгоритмы Искусственный коллега: как российские нейросети трансформировали бизнес и заменят ли людей алгоритмы

ИИ-экспансия в бизнесе: чего ждать дальше и как подобрать для себя нужный сервис

Inc.
Дар моря Дар моря

Креветки в панцире, похожем на черепицу, у рыбы корвины русалочий хвост

Seasons of life
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
Открыть в приложении