Как Ольга Таратынова возвращает памятники архитектуры из послевоенных руин

Собака.ruКультура

Ольга Таратынова

Текст: Мария Элькина

За 17 лет, что Ольга Таратынова возглавляет «Царское Село», огромное количество памятников архитектуры превратились из послевоенных руин в возвращенные объекты культурного наследия: это драгоценные Агатовые комнаты, церковь Воскресения Христова с подлинным интерьером Растрелли, парадные залы Александровского дворца, где жил Николай II.

Музейная сенсация 2024 года — восстановленный Зубовский флигель. Знаменитые апартаменты Екатерины II, ничего подобного которым не было и нет ни в России, ни в мире, спроектированные и отделанные Камероном и Кваренги, — это передовая интерьерная мода конца XVIII века: пятнадцатиметровая Табакерка, где императрица читала Шекспира, и ее отделанная фиолетовым (!) стеклом Опочивальня. Для завершения работ привлекли международные коллаборации и новые технологии: 155 лаковых панно для Китайского зала флигеля воссоздают по традиционной технике в Пекине, а для реконструкции утраченных панно Туалетной комнаты задействовали нейросети.

Как реставрировали красивейшую барочную церковь Растрелли и при чем здесь Венецианская хартия

Вы с 2008 года возглавляете «Царское Село», и за это время его стало не узнать — очень многое восстановили и отреставрировали.

Самой страшно представить. Давайте я всё перечислю!

Китайские мосты, спроектированные в 1780-е годы Чарльзом Камероном, отреставрированы в 2010−2011 годах.

Агатовые комнаты, знаменитое рабочее пространство Екатерины II, отделанное яшмой, — в 2013 году.

В 2014 году открыли музей Первой мировой войны в Ратной палате, построенной по распоряжению Николая II и при нем задуманной как пантеон русской воинской славы.

В 2016 году открыт «Арсенал» первой трети XIX века Адама Менеласа, восстановленный из полуруинированного состояния. Сейчас там располагается коллекция императорского оружия.

Отреставрировали к 2018 году павильон «Шапель» XIX века в псевдоготическом стиле. Там нет экспозиции, в интерьере стоит одна статуя, и можно прочитать про историю этого павильона. Люди любят бродить вокруг, заходить в этот зал.

В 2019 году завершили реставрационные работы в уникальной и на удивление хорошо сохранившейся церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца, построенной по проекту Франческо Растрелли.

В 2021 году открыли первую очередь Александровского дворца. Это именно те комнаты, где жил Николай II и его семья. Остальные помещения — общественные зоны, конференц-зал, библиотеку, — если все будет в порядке с финансированием, откроем в 2027 году.

Год назад мы завершили работы в комплексе «Императорская ферма», там в общей сложности 9 построек на территории.

Ну и вот Зубовский флигель открыли, можно сказать, только что.

Как вы этого добились?

Начиная с 2011 года мы многое восстанавливаем на средства благотворителей, это очень ускорило процесс. Когда после Великой Отечественной войны решили восстанавливать полуразрушенные дворцово-парковые ансамбли, это делали не одновременно: «Царское Село» было третьим в очереди после Петергофа и Павловска. Только в 1957 году начали реставрировать Екатерининский дворец, в 1959-м открыли первые залы. В 1970-е годы деньги стали поступать очень небольшими порциями. В результате некоторое количество павильонов еще в 2000-е годы находились в том же состоянии, что и после войны, без окон, дверей, крыш. И надо было что-то срочно делать, в 2000-е как-то уже неловко было ссылаться на то, что с нами сделали оккупанты.

Государство, конечно, выделяло деньги — залы Екатерининского и Александровского дворцов реставрировались на средства федерального бюджета. Но этих усилий было мало. Для начала мы начали вкладывать в восстановительные работы небольшие, но все же существенные собственные средства, заработанные на билетах, на каких-то мероприятиях. Потом мы начали системно привлекать спонсоров.

Первым таким опытом была Янтарная комната, воссоздание которой завершали на средства благотворителей. В 2011 году мы стали работать с РЖД. Владимир Иванович Якунин тогда выделил средства на восстановление Агатовых комнат. Мы впервые проделали такую сложную, систематическую реставрационную работу, которую я до сих пор очень уважаю и люблю.

Я так понимаю, Агатовые комнаты — это ваш любимый реставрационный проект?

Несмотря на то что я работаю во дворце, который на 80% представляет собой воссозданные здания и интерьеры, я большая поклонница Венецианской хартии. Хартия составлена в 1960-е и рекомендует следовать исторической правде, то есть не воссоздавать те части памятников, которые были утрачены, либо непременно выделять фрагменты, где есть современное вмешательство. Как раз Агатовые мы делали по принципам Венецианской хартии.

В Агатовых комнатах был сорван со стен весь декор, который находился на расстоянии вытянутой руки от пола. Я не сразу поняла, почему именно так, а потом мне объяснили, что немцы просто увезли на сувениры все, до чего смогли дотянуться. Агатовые комнаты — это такая драгоценная шкатулка с подлинными, хранящими энергетику Екатерины пластинами яшмы. Подчеркиваю, не агата, а именно яшмы.

Для проведения реставрации мы создали специальный совет, в него вошли самые известные в городе профессионалы — реставраторы, историки, искусствоведы, представители КГИОП. Они действительно яростно спорили по каждому профессиональному вопросу.

Какой реставрационный проект оказался самым сложным?

Церковь Воскресения Христова — первый объект, помощь в воссоздании которого оказала компания «Газпром». Нам поставили довольно жесткие сроки, которые мы не могли сорвать, иначе наша репутация была бы испорчена. Зато у нас появилась возможность реализовать кажущийся нам несбыточным проект. Это ведь единственная хорошо сохранившаяся церковь авторства Растрелли, где 75 % элементов подлинные. И там тоже все современные детали выделены: новые элементы, в том числе капители колонн, выполнены в дереве, а старые — в позолоте.

Между прочим, после того как церковь горела в 1820 году, архитектор Василий Стасов поступил схожим образом: он сделал новые детали из папье-маше, в то время как при Растрелли весь резной декор выполняли из дерева. А в конце XIX века, тоже после пожара, капители и другие элементы изготавливали уже из мастики, так что нам было очень легко различать наслоения разных эпох в церкви.

А вот иконостас мы всё же восстановили после долгих споров. Из него сохранились всего две иконы, на месте остальных были пустые рамы. Но все-таки церковь без иконостаса даже эстетически трудно себе представить. У нас к тому же три-четыре раза в год проходят службы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анатоль Вовк Анатоль Вовк

Обсудили с историком моды Анатолем корунды, шушпанчики и адорацию мадленок!

Собака.ru
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Войска на глиняных ногах Войска на глиняных ногах

Как нашли армию первого китайского императора и когда она придет в Москву

Weekend
В чем разница между пробиотиками и пребиотиками? В чем разница между пробиотиками и пребиотиками?

Пробиотики и пребиотики: заговор маркетологов, опечатка или разные вещества?

ТехИнсайдер
Как мы переживали Как мы переживали

Суббота 23 ноября 1963 была рабочим днём, радио выдавало новость за новостью...

Дилетант
Ядерный зонтик Франции никого не спасет Ядерный зонтик Франции никого не спасет

Из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал

Монокль
Зеленые маршруты Татарстана Зеленые маршруты Татарстана

Где исследовать места, любоваться природой и заряжаться энергией в Татарстане

Лиза
Омнимодальность — главный тренд в сфере ИИ Омнимодальность — главный тренд в сфере ИИ

Как формируется новая культура потребления

Эксперт
Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы Долгая зима: как за пять лет изменились венчурные инвестиции в женские стартапы

Почему в России уменьшается объем финансирования проектов предпринимательниц

Forbes
Уголь держится на буром Уголь держится на буром

Почему увеличиваются добыча и экспорт угля в России?

Ведомости
Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт

Как искренность превратилась в перформанс?

Forbes
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
Нежаркие тропики Нежаркие тропики

Визуальным кодом квартиры стали зелёные оттенки и тропические принты

Идеи Вашего Дома
Выход за рамки Выход за рамки

Изысканная интерпретация классики с элементами ар-деко и минимализма

SALON-Interior
Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать

Большой угрозы укус осы не представляет, но есть исключения

РБК
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Софья Митрофанова: «Когда не было интернета, люди писали красивые письма» Софья Митрофанова: «Когда не было интернета, люди писали красивые письма»

Какой жанр Софья Митрофанова считает «идеальным побегом от реальности»

Ведомости
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей

Как сформировать цифровой след, который читают нейросети

Forbes
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством

Как ПТСР проявляется у детей и на что стоит обратить внимание

Forbes
«Материалистка»: Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс ищут любовь в большом городе «Материалистка»: Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс ищут любовь в большом городе

«Материалистка» перезапускает не только сердца, но и умные ромкомы

Правила жизни
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Субпродукт из криптовалюты: как устроен фьючерс на ETF на биткоин Субпродукт из криптовалюты: как устроен фьючерс на ETF на биткоин

Зачем Мосбиржа запустила торги фьючерсом на IShares Bitcoin Trust ETF?

Forbes
Аптечка в отпуск Аптечка в отпуск

Базовая аптечка на отдых, собранная по рекомендациям врачей

Здоровье
Музей «Полторы комнаты» Музей «Полторы комнаты»

«Полторы комнаты» выросли из частного музея-квартиры Иосифа Бродского

Собака.ru
Attaque De Panique Attaque De Panique

О том, как на арт-сцене Петербурга появился коллектив-феномен

Собака.ru
Диета карнивор Диета карнивор

Что будет с организмом, если есть только мясо

Лиза
Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет

Зачем группе ВИС выход на IPO и каков статус автодорожных строек компании

Ведомости
От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта

Падел: за что эту игру так полюбили и как она меняет спортивный ландшафт?

Forbes
Открыть в приложении