Зачем группе ВИС выход на IPO и каков статус автодорожных строек компании

ВедомостиРепортаж

Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет

Денис Ильюшенков
вт. 17.06.2025

Фото: Максим Стулов / Ведомости

Группа ВИС – один из крупнейших инфраструктурных холдингов в России, занимается возведением моста через реку Лену в Якутии, строительством поликлиник и другой социальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В 2025 г. компания, основным владельцем которой является Игорь Снегуров, планирует первичное размещение акций на бирже (IPO). О том, зачем группе выход на IPO, каков статус крупнейших автодорожных строек компании и как будут развиваться ГЧП-инициативы в России, в интервью «Ведомостям» рассказал председатель совета директоров ВИС Сергей Ромашов.

– В конце 2024 г. наконец началось строительство моста через Лену в районе Якутска по частной концессионной инициативе группы ВИС. Почему проект откладывали так долго?

– На самом деле этот проект был готов к реализации в конце 1980-х гг. Если бы не случилось то, что случилось в 1991 г. (распад СССР. – «Ведомости»), то в 1993 г. железнодорожный мост уже был бы построен.

– Именно железнодорожный, а не автомобильный?

– Да, тогда речь шла о строительстве железнодорожного моста. А дальше действительно история была достаточно долгая. Но надо сказать, что мост через Лену – это исключительно сложный проект с технологической точки зрения. Из-за климата, вечной мерзлоты и гидрологии реки, толщина льда на которой может достигать 2,5 м, а площадь льдин – до 1 кв. км. Такой ледоход сносит все на своем пути. Поэтому для реализации проекта должны были созреть все его участники. Это и региональное правительство, и федеральные руководители, и финансовые партнеры. Так случилось, что в 2020 г. все три составляющие сложились.

К слову – о том, почему мост не был построен раньше. Нужна была политическая воля участников и технологические решения. Для этого в свое время в проекте появился «Ростех». Мы вместе с ними почти четыре года проектировали объект, создавая в лаборатории условия, максимально приближенные к эксплуатационным.

– Не припомню, чтобы у госкорпорации были серьезные компетенции в мостостроении.

– В мостостроении – нет, но инженерные были и остаются. Особенно когда речь зашла о применении вантовых технологий.

– А почему они тогда вышли из проекта?

– После начала СВО у «Ростеха» появились другие, более важные для страны приоритеты. Тогда по обоюдному согласию сторон мы решили, что госкорпорации важно сосредоточиться на тех ключевых задачах, которыми она по сей день занимается.

«В первую очередь будем использовать средства капитальных грантов»

– Как в итоге структурирован проект Ленского моста?

– Объект строится на основе ГЧП. Группа ВИС в лице Восьмой концессионной компании является его концессионером. Публичная сторона, или концедент, – правительство Якутии, финансовый партнер – Сбербанк.

– А с точки зрения источников финансирования?

– Капитальный грант из федерального бюджета составляет 50%, 20% – капгрант региона, Якутии, оставшиеся 30% мы вместе со Сбербанком предоставляем.

– По моим подсчетам, за пять лет проект подорожал где-то в 1,5 раза. Последняя публичная оценка – 130 млрд руб. Она сейчас актуальна?

– Она актуальна, конечно. Общий капитальный грант, федеральный и региональный, – 92 млрд руб. Оставшуюся часть мы привлекаем в Сбербанке через инструмент проектного финансирования.

– Это выгодно сейчас, учитывая ключевую ставку?

– Решения о финансировании этого проекта принимались до текущего цикла повышения ставки. В нынешних условиях мы договорились с партнерами так, что в первую очередь будем использовать средства капитальных грантов для проекта. Хотя изначально первый этап финансирования у нас предполагался в основном за счет внебюджетных источников.

– Сделано это было, судя по всему, с оглядкой на прогноз ЦБ по ставке на ближайшие годы?

– Безусловно, мы на регулярной основе мониторим ситуацию по прогнозам стоимости привлекаемого финансирования. И совместно с федеральным правительством и регионом принимаем оперативные решения.

– Какую ставку для вас одобрил «Сбер» по проектному финансированию?

– Я не могу ее раскрывать, но она чуть ниже, чем общероссийская сейчас. В частности, в проектном финансировании ставки обычно плавающие и зависят от ключевой плюс определенное количество процентов. И если рыночная надбавка сейчас колеблется в диапазоне от 5 до 7%, то у нас она несколько ниже.

– «Сбер» останется единственным банком-партнером в проекте?

– Есть и другие интересанты. Мы находимся в переговорах. Сейчас пока не могу называть эти организации.

– Это государственные банки или частные?

– И такие, и такие. Вообще, интерес к ГЧП и концессиям со стороны банков достаточно высокий.

– Проезд по мосту будет платным?

– Только для грузового транспорта.

– Исходя из текущей ситуации, успеваете ли построить мост в срок?

– Мы движемся в графике. По концессионному соглашению мы должны сдать объект в середине 2029 г. Мы планируем сделать это в 2028 г.

«Посмотрим, что будет с трафиком в этом году»

– Еще один крупный ваш проект – мост через Калининградский залив в эксклаве. В феврале местные СМИ писали, что областное правительство решило отложить его. Это правда?

– Именно отложить, но не отменить. То есть его реализация не началась, но ожидается, что начнется в какой-то перспективе. Механизм ГЧП и концессии тем и хорош, что, в отличие от госзаказа, у партнеров в нем гораздо больше гибкости. По Калининградскому мосту проведена большая подготовительная работа – мы прошли Главгосэкспертизу. И проект лежит, что называется, на столе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Telegram-губернаторы Telegram-губернаторы

Как губернаторы в России используют Telegram?

Ведомости
Денис Шевченко Денис Шевченко

Денис Шевченко — фаундер локального минимал-бренда GATE31

Собака.ru
Повышая ставки Повышая ставки

Юлия Визгалина знает толк не только в ювелирных украшениях

СНОБ
Россия в фарфоре Россия в фарфоре

Истории страны в коллекциях ИФЗ

Weekend
От Севастополя до Галлиполи От Севастополя до Галлиполи

«Что для вечности временность гибели?» — духовное положение Белых в изгнании

Дилетант
Любовь или зависимость? 7 признаков нездоровых отношений Любовь или зависимость? 7 признаков нездоровых отношений

Как отличить истинные чувства от зависимости, способной разрушать нас изнутри?

VOICE
Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне

Ученые изучили корабль «Сан-Хосе» и его хрупкие останки

ТехИнсайдер
Леонид Алексеев Леонид Алексеев

Леонид Алексеев — авторитетный тейлор в собственном петиметр-бренде House of Leo

Собака.ru
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Искусство для искусства Искусство для искусства

Стильный интерьер для коллекционеров современного искусства

SALON-Interior
Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось» Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось»

О народной любимице, певице Людмиле Зыкиной рассказывает журналист Олег Перанов

Коллекция. Караван историй
Следствие ведут неудачники Следствие ведут неудачники

«Отдел нераскрытых дел» — сканди-нуар на шотландской почве

Weekend
Тарифная петля вместо тарифного пирога Тарифная петля вместо тарифного пирога

Цены на услуги естественных монополий и ЖКХ вырвались из-под контроля

Монокль
Клара Лучко. Настоящая казачка Клара Лучко. Настоящая казачка

По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний

Караван историй
Дмитрий Никитин Дмитрий Никитин

Предприниматель, миллиардер, меценат и «король локомотивов» Дмитрий Никитин

Собака.ru
Глеб Костин Глеб Костин

Глеб Костин — фаундер бренда “.solutions” и главный петербургский визионер

Собака.ru
Вячеслав Макаров: «Моя свадьба будет тихой и уютной» Вячеслав Макаров: «Моя свадьба будет тихой и уютной»

Артист Вячеслав Макаров – о скрытых недостатках и эмоциональных качелях

VOICE
Каменный цветок Каменный цветок

Клумба из камней: идеи для оригинального дизайна сада

Лиза
Как визионерские идеи проникают в литературу Как визионерские идеи проникают в литературу

О том, кто такой визионер в нарративных искусствах

РБК
«Люблинская уния» «Люблинская уния»

Дискуссии о механизме объединения Польши и Литвы продолжались несколько лет

Дилетант
Я не решаюсь проявить себя Я не решаюсь проявить себя

Что нам мешает реализовать способности в их полноте?

Psychologies
Переславская флотилия Переславская флотилия

Переславль-Залесский: город на Золотом кольце, где хочется остановиться

Отдых в России
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Чтобы деньги работали Чтобы деньги работали

Как и зачем нужно формировать финансовую культуру?

Деньги
Как роботы захватывали ПМЭФ: от диковинки до обыденности Как роботы захватывали ПМЭФ: от диковинки до обыденности

Как на примере роботов ПМЭФ можно проследить путь прорывной технологии

Inc.
Диван как продукт неуемной творческой энергии и всероссийской кооперации Диван как продукт неуемной творческой энергии и всероссийской кооперации

Об источниках предпринимательского задора — Сергей Домрачев, сооснователь Gliver

Монокль
Шанс на провал Шанс на провал

История легенды ленинградского нуар-рока — группы «Петля Нестерова»

СНОБ
Открыть в приложении